Дата
Автор
Петр Мироненко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Инвесторы ставят на мир. Рынки поверили, что войны на Украине не будет

Накануне названного Джо Байденом дедлайна предполагаемого российского вторжения на Украину Кремль сделал все, чтобы убедить весь мир в том, что никакой военной операции не будет. Инвесторы в это охотно поверили: доллар снова стоит дешевле 76 рублей, а фондовый рынок на этих новостях быстро растет — причем не только российский, но и американский. Вечером во вторник Владимир Путин добавил поводов для оптимизма, сказав, что проблемы Донбасса должны решаться на основе Минских соглашений — а это значит, что признавать ДНР и ЛНР, как предложила Госдума, он пока не собирается.

Что случилось

Утром 15 февраля российское Минобороны продолжило вчерашние объявления о сворачивании учений на границе с Украиной — представитель ведомства заявил, что подразделения Южного и Западного военных округов, выполнившие задачи, «уже приступили к погрузке и сегодня начнут движение в свои воинские гарнизоны». В подтверждение этих слов были продемонстрированы соответствующие видео. Доллар и евро на этой новости подешевели больше чем на рубль.

  • Днем во вторник маятник, казалось, качнулся в другую сторону — в 13:30 Госдума неожиданно большинством голосов приняла самый жесткий вариант обращения к Владимиру Путину о признании ДНР и ЛНР, предполагающий немедленную отправку документа президенту (а не на согласование в МИД, как второй вариант). Если такое решение действительно будет принято, оно может стать основанием для новых санкций — но рынки, судя по динамике индекса Мосбиржи, всерьез в это не поверили, как накануне не верили и хорошо осведомленные аналитики, опрошенные The Bell.
  • Похоже, и те и другие оказались правы: вечером, выйдя со встречи с канцлером Германии Олафом Шольцем, Владимир Путин заявил: для решения проблем Донбасса мы должны сделать все — но сделать «прежде всего исходя из не до конца реализованных возможностей по исполнению Минских соглашений». Хотя и назвал происходящее в Донбассе «геноцидом». Из фразы Путина напрямую следовало, что признание ДНР и ЛНР, которое в корне противоречило бы Минским соглашениям, по крайней мере прямо сейчас на повестке не стоит.
  • Как и на вчерашней встрече с Сергеем Лавровым, Путин дал понять, что Россия хочет продолжать переговоры о гарантиях безопасности в Европе. «В ответах США и НАТО на предложения России присутствует ряд соображений, которые мы не только не против обсуждать, но, по сути дела, и предлагали в свое время. Мы готовы к этой совместной работе и пути дальнейших переговоров», — сказал он. Сам Лавров, пока Путин встречался с Шольцем, обсудил по телефону с госсекретарем Энтони Блинкеном «график дальнейших контактов».

Реакция рынков

В США и НАТО комментировать отвод российских войск начали с осторожностью, а британский премьер Борис Джонсон и вовсе заявил, что, хотя заявления и свидетельствуют об открытости России к переговорам, имеющиеся у Великобритании разведданные «не выглядят обнадеживающими».

Главный официальный американский комментарий прозвучал в специальном обращении президента Джо Байдена, посвященном Украине. Байден тоже был осторожен: он подчеркнул, что пока США не наблюдают полноценного отвода российских войск от границы с Украиной (и назвал новую оценку их численности — 150 тысяч человек). США не враг российскому народу, а Россия должна выбрать мирный дипломатический путь — иначе против нее объединится весь мир, а санкции нанесут по стране тяжелейший удар сказал Байден, не забыв напомнить, как российский и американский народы сражались бок о бок во Второй мировой войне.

Но американский фондовый рынок воспринял новости из Москвы намного более однозначно. На открытии американские индексы, падавшие последние три дня, скакнули на 1,5% — и аналитики объяснили это именно новостями из России.

В этом смысле нынешняя ситуация является уникальной: возможно, еще никогда внешнеполитические события вокруг России не влияли на американский рынок настолько сильно. Главное объяснение этому — опасения того, что результатом эскалации вокруг Украины и вероятных санкций против России станут проблемы на мировом энергетическом рынке — цены на нефть в ходе кризиса уже пробивали отметку $95 за баррель Brent. В условиях и без того серьезных проблем с инфляцией такой сценарий грозит крупными сложностями в экономике не только Европе, но и США. CNN сегодня цитирует доклад консалтинговой компании RSM, согласно которому переход конфликта в горячую фазу грозит ростом инфляции в США до 10% (по итогам января она составила 7,5% — и это самый высокий уровень за 40 лет).

Российский рынок отреагировал на все новости дня уверенным ростом — индекс Мосбиржи прибавил во вторник 3,4%, рубль укрепился к доллару до 75,6, к евро — до 85,9.

Что мне с этого?

Если ситуация внезапно резко не изменится (а за время нынешнего кризиса так бывало уже не раз), это значит, что кризис на время снова переходит в вялотекущую фазу. Это вряд ли быстро снимет геополитический дисконт с российских активов — но по крайней мере снимает риски жестких санкций и последующих катаклизмов на российском рынке.