Дата
Автор
Евгений Сеньшин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Решили проверить, что получится, если проигнорировать требования России». 23 года назад начались бомбардировки Югославии. Как те события выглядят годы спустя?


23 года назад, 24 марта 1999 года, силы НАТО начали военную операцию против Югославии под кодовым названием «Союзная сила». Почему в России в той кампании до сих пор видят несправедливость и акт доминирования США? Могла ли НАТО поступить иначе в тех условиях? Можно ли оправдывать российскую спецоперацию в Украине той воздушной операцией НАТО в Югославии? Об этом в беседе с Republic размышляет военный обозреватель Александр Гольц.

«Это была проверка новой системы взаимоотношений между союзниками внутри НАТО и роли Альянса на международной арене»

— Решение бомбить Югославию в 1999 году до сих пор критикуется с разных сторон. И, наверное, согласия никогда не будет. Оглядываясь назад, насколько убедительно звучит обоснование, что это было необходимо, чтобы избежать гуманитарной катастрофы и геноцида в Косово?

— В известной степени с такой трактовкой можно согласиться. Эта трактовка возникла не случайно. Она возникла из опыта Югославии после ее развала. Этот опыт заключался в том, что лидер Сербии и Черногории господин Милошевич искал и находил решение внутренних проблем (внутренняя проблема у него была одна — остаться у власти) в том, чтобы вести постоянные войны на территории бывшей Югославии. Все началось со Словении, затем была Хорватия — там была не очень длительная, но очень кровопролитная война, потом длительная боснийская эпопея, которая породила большое количество кровавых эпизодов: осада Сараева, резня в Сребренице и так далее — все это закончилось Дейтонскими соглашениями.

И в 1999 году перед лидерами Запада нарисовалась понятная картина того, что будет в ближайшее время. Сербский режим явно шел к тому, чтобы разобраться с косовскими албанцами и при этом решить внутреннюю проблему легитимности. А для Европы и США это означало повторение боснийского варианта — миллионы беженцев. Но европейские страны были не готовы к такому наплыву обездоленных людей. В какой-то момент было принято решение найти управу на Милошевича.

Но, кроме того, здесь уместно сказать, что в тот период было неясно, кто какую роль играет в новом раскладе сил на международной арене. Еще не прошло и 10 лет после развала СССР. В связи с этим одной из ошибок Запада было то, что аргументы России не были приняты. От позиции России просто отмахнулись. Это во многом предопределило динамику отношений Запада с Россией в дальнейшем.

— Многие политики, эксперты по международным отношениям назвали действия Альянса грубейшим нарушением международного права, в результате чего в Югославии погибли около 2 тысяч мирных жителей. Операция проводилась в нарушение норм международного права, без одобрения Совета Безопасности ООН. На ваш взгляд, как такое стало возможно в то время?

— Вступая в конфликт в Югославии, НАТО не собиралась вступать в прямую конфронтацию с Россией. Чуть позже такой риск возник. Как мы помним, в какой-то момент была брошена рота российских десантников, чтобы захватить аэродром рядом со столицей Косово — Приштиной, чтобы таким образом отстоять право России самостоятельно участвовать в дальнейшем урегулировании конфликта. И тогда главком НАТО в Европе Уэсли Кларк сказал британскому генералу Майклу Джексону выбить русских из Приштины. На это последний резко отреагировал, заявив, что он не хочет из-за (дальше нецензурное слово) албанцев начинать третью мировую войну.

Что касается нарушений международного права, то международное право — это общий термин. Общеизвестным фактом является то, что операция началась без резолюции Совбеза ООН. Но я должен здесь отметить, что без этой резолюции началось огромное количество и других войн в мире. Серьезной проблемой этой операции с самого начала стала гибель мирных жителей. Я помню, какой беспощадной критике подвергся пресс-представитель НАТО Джеймс Шеа, когда он использовал слова «collateral damage» — сопутствующий ущерб, говоря о погибших мирных жителях.

То есть да, операция проходила без резолюции Совбеза ООН, которая была вынесена постфактум. И, заметим, косвенным образом оправдывала эту операцию. Точно так же действуют и многие другие державы, не запрашивая резолюцию Совбеза ООН.

Говоря о гуманитарном праве, следует сказать, что натовцы при бомбежках старались избегать гибели мирных жителей. Это не всегда получалось. Но обвинить НАТО в том, что она сознательно нарушала правила войны, на мой взгляд, нельзя. По этому вопросу разные мнения звучали, но ни к чему конкретному они никогда не приводили.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.