Дата
Автор
Вячеслав Епуряну
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Экзистенциальное вранье. Как Путин придумал ядерную угрозу со стороны Украины, чтобы обосновать войну


Антифейк

Экзистенциальное вранье. Как Путин придумал ядерную угрозу со стороны Украины, чтобы обосновать войну

Вячеслав Епуряну
26 марта 2022

Если верить Владимиру Путину, обладающая ядерным оружием Украина — экзистенциальная угроза для России, и одна из целей войны — не допустить такого сценария. И Путин, и государственная пропаганда как будто забыли, что в совсем недавнем прошлом Украина располагала третьим в мире по величине ядерным арсеналом, а отказ от него финансировали США. Ни намерений, ни возможности вернуться к ядерной программе у современной Украины нет, а вот о ядерных угрозах со стороны России сегодня слышали во всех уголках мира.

Содержание
  • Великая ядерная держава

  • Отказ от ядерного статуса

  • Могла ли Украина вернуться к военной ядерной программе?

  • Бревно в глазу

Великая ядерная держава

После распада СССР в 1991 году на территории Украины оказалось свыше 1800 боеголовок, 176 межконтинентальных баллистических ракет (МБР), 42 стратегических ракетоносца, а также 3000 единиц тактических ядерных боеприпасов.

Украина получила основную часть инфраструктуры и имущества советской 43-й ракетной армии со штабом в Виннице, в которую входило (в разное время) до 10 ракетных дивизий, 54 ракетных полка, около 200 частей специального, технического и тылового обеспечения. Общая численность военнослужащих соединения достигала 60 000 человек.

Источник

Это был третий по величине ядерный арсенал мира, уступавший только России и США. Более 220 стратегических носителей, в том числе 46 самых современных на тот момент твердотопливных МБР РС-22, две базы тяжелых бомбардировщиков (Ту-160 и Ту-95МС), десятки баз для самолетов, способных нести ядерное оружие (Ту-95, Ту-24М, Су-24, Миг-27), и уникальных сооружений для длительного хранения и обслуживания ядерных боеприпасов.

Ядерный арсенал Украины после распада СССР уступал только России и США

Правда, следует иметь в виду, что все вышеперечисленное плохо подходило для задач сдерживания потенциального противника в лице России. Для этого требовались свои тактические ракеты и поддержание в боеспособном состоянии дальней бомбардировочной авиации.

Кроме того, военные эксперты сомневались, что политическое руководство Украины на самом деле обладало эффективным военно-техническим контролем за расположенным на территории страны стратегическим ядерным вооружением. Как пишет в своей книге «Утраченный ракетно-ядерный щит Украины» первый заместитель командующего 43-й ракетной армии в 1994-1997 годах Николай Филатов, президент Украины имел возможность заблокировать несанкционированный пуск межконтинентальных баллистических ракет по команде из Москвы, но не мог сам инициировать атаку.

В любом случае в начале 1990-х гг. украинская промышленная и научная база позволяла вести работы по самостоятельному созданию ЯО: по сути, стране не хватало только наработок в области производства расщепляющихся материалов оружейного качества и выпуска ядерных боезарядов.

Источник

По данным Николая Филатова, в конце 1980-х советская промышленность выпускала более 250 боевых ракетных комплексов (БРК) в год, почти половина из них (120 ракет) приходилась на днепропетровское НПО «Южное». Из 20 стратегических БРК, стоявших на вооружении СССР, 13 спроектировали и произвели украинские КБ «Южное» и Южный машиностроительный завод.

Отказ от ядерного статуса

В 1990-м Украина заявила о нейтралитете, внеблоковости и безъядерности, приняв на себя обязательства соблюдать три неядерных принципа: не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие. Но на фоне экономических трудностей и обострения отношений с Россией ход разоружения оказался под вопросом.

Когда российско-украинские двусторонние переговоры о судьбе оружия зашли в тупик, к процессу присоединился Вашингтон. Именно американская администрация фактически оплатила денуклеаризацию Украины в интересах Москвы. В 1993-2011 гг. США выделили Украине почти $600 млн на уничтожение стратегических наступательных вооружений.

США фактически оплатили денуклеаризацию Украины в интересах Москвы

К 1996 году в Украине не осталось ни одной ядерной боеголовки. В 2001 году там уничтожили последнюю шахтную пусковую установку для межконтинентальных баллистических ракет. В 2012 году Украина передала России все запасы высокообогащенного урана (ВОУ), исследовательский реактор в Киеве перешел на низкообогащенный уран (НОУ).

Что официальный Киев получил взамен? Американскую экономическую помощь и гарантии безопасности и территориальной целостности, согласно Будапештскому меморандуму. Гарантами соглашения выступили Россия, США и Великобритания.

В 2009 году США и Россия в совместном заявлении подтвердили гарантии Украине. А спустя всего 5 лет российские войска заняли Крым в разгар глубокого политического кризиса и массовых беспорядков. После непризнанного подавляющим большинством стран мира референдума Крым и Севастополь вошли в состав РФ.

Кстати, столь любимый в среде российских оправдателей «специальной военной операции» профессор Джон Миршаймер, чьи высказывания о коллективной ответственности Запада за текущую войну тиражируются прокремлевскими СМИ, считал, что в интересах США было сохранить ядерное оружие за Украиной. Именно для того, чтобы исключить вероятность российско-украинского вооруженного конфликта в будущем.

Могла ли Украина вернуться к военной ядерной программе?

После потери Крыма в 2014 году украинские политики неоднократно говорили о поспешности и ошибочности отказа от ядерного оружия, поскольку закрепивший это решение Будапештский меморандум не защитил территориальной целостности страны и не предотвратил военной агрессии против нее.

Буквально за несколько дней до начала войны президент Украины Владимир Зеленский намекнул, что намерен выйти из меморандума. Правда, он ничего не сказал о планах обзавестись ядерным оружием. Российский лидер Владимир Путин немедленно истолковал это как экзистенциальную угрозу для России и не устает повторять тезис об украинских ядерных амбициях при каждом удобном случае.

Задним числом подключилась и пропаганда. В государственных информагентствах посыпались публикации о программе создания ядерного оружия, до успеха которой якобы оставались считанные месяцы, планах НАТО развязать ядерную войну против России руками Украины и даже работах по «грязной» атомной бомбе на Чернобыльской АЭС.

Поверить в это очень сложно. Даже российские эксперты считают, что Украина утратила компетенции и технологии в сфере ядерного оружия: нет ни носителей, ни сырья, ни, самое главное, желания.

Теоретически в качестве носителей для ядерных боеприпасов можно использовать переоборудованные истребители Су-27 и МиГ-29. Носителями тактического ядерного оружия могли бы быть и оперативно-тактические комплексы «Точка-У», противокорабельные ракеты комплекса «Нептун» или реактивные системы залпового огня «Ольха». Украина вела разработки и более дальнобойных систем дальностью до 500 км.

Источник

В городе Желтые Воды (Днепропетровская область) на Восточном ГОКе идет добыча и первичная обработка урановой руды, но предприятие работает с перебоями и периодически встает из-за долгов по зарплате.

Но все это не имеет никакого практического значения, поскольку в Украине попросту нет мощностей по обогащению урана или плутония, необходимых для наработки расщепляющихся материалов оружейного качества. Даже производство топливных сборок для украинских АЭС вплоть до самого последнего времени велось в России.

В Украине попросту нет мощностей по обогащению урана или плутония

Полноценную военную ядерную программу было бы очень сложно скрыть: нужны инвестиции в НИОКР, научные кадры, оборудование, испытания. При этом все наличные ядерные материалы и инфраструктура атомной промышленности находятся под гарантиями МАГАТЭ.

Кроме того, никто в мире не стал бы поддерживать ядерную программу Украины. Для США и их союзников проблематика ядерного нераспространения — совершенный приоритет. Это понимают и в Киеве. Советник президента Зеленского по вопросам безопасности и обороны Иван Апаршин прямо говорил, что страна не может позволить себе военную ядерную программу, поскольку немедленно попадет под санкции.

Бревно в глазу

Если предположить, что Владимир Путин всерьез опасается ядерной угрозы со стороны Украины и это на самом деле стало одной из причин войны, возникает сразу несколько вопросов.

Почему официальная Москва не делала никаких попыток обсудить проблему в ООН или МАГАТЭ и до сих пор не предъявила никаких доказательств? Почему военная кампания России разительно отличается выбором целей и средств от аналогичных действий других стран, например, Израиля, которые пытались военным путем не допустить попадания оружия массового уничтожения в руки недружественных режимов?

Владимир Путин любит вспоминать о бывшем госсекретаре США Колине Пауэлле с пробиркой, предъявленной якобы как доказательство разработки биологического оружия в Ираке (к слову, любой пользователь Википедии знает, что это не так). Но чем от этого отличаются нынешние совершенно голословные обвинения Украины в намерении получить ядерное оружие?

Как отмечает старший научный сотрудник Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) Петр Топычканов, поведение Кремля по гипотетическому украинскому ядерному досье ставит под сомнение роль России в качестве одного из гарантов международного режима нераспространения и подрывает в долгосрочной перспективе любые дипломатические усилия в этой сфере.

При этом сама официальная Москва недвусмысленно намекала на возможность разместить ядерное оружие в Крыму, если соответствующая необходимость возникнет. А уже после начала «специальной военной операции» Путин потребовал привести стратегические силы сдерживания в особый режим несения боевого дежурства, обидевшись на «агрессивные высказывания» руководства стран НАТО.

В ходе боевых действий на территории Украины российские военные захватили неработающую Чернобыльскую АЭС и действующую Запорожскую АЭС, причем в последнем случае отмечалось применение оружия прямо на территории станции.

Так кто же представляет большую угрозу для мира: ничем не подтвержденная ядерная программа Украины или безрассудные шаги Владимира Путина?