Политолог Александр Кынев — о возможном присоединении Южной Осетии к России

Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов анонсировал «юридически шаги» для вхождения в состав России. Обращение Бибилова опубликовано на сайте «Единой России».
«Я считаю, что объединение с Россией — наша стратегическая цель. Наш путь. Чаяние народа. И по этому пути мы будем двигаться. Соответствующие юридические шаги мы сделаем в ближайшее время. Республика Южная Осетия будет в составе своей исторической Родины — России», — заявил Бибилов.
Пресс-служба Бибилова сообщила, что все юридические процедуры по вхождению Южной Осетии в РФ будут завершены после выборов президента в республике.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле с уважением относятся к «выражению мнения народа Южной Осетии». По его словам, никаких действий российская сторона по этому поводу не принимала.
Абхазия не рассматривает возможность присоединения к России, заявил спикер абхазского парламента Валерий Кварчия. «Конституция Абхазии абсолютно четко провозглашает нашу страну независимым государством», — сказал Кварчия.
МИД Грузии заявил, что присоединение Южной Осетии к России недопустимо. По его словам, пока территория республики «оккупирована» Россией, никакие решения о вхождении в состав РФ не будут иметь юридической силы.
— Почему президент Бибилов именно сейчас заявил о возможном присоединении к России?
— Подобные заявления в истории Южной Осетии делались неоднократно, в том числе президентом Бибиловым. Впереди выборы (выборы президента Южной Осетии пройдут 10 апреля. — Полит.ру). На мой взгляд, это предвыборная риторика. На прошлых выборах Бибилов говорил ровно то же самое. Присоединение к России — популярная тема для жителей Южной Осетии. Ничего удивительного в этом заявлении нет.
Никакого политического, экономического или какого-либо еще смысла эти слова сейчас не имеют. Нагнетание эскалации сейчас никому не нужно.
— В Южной Осетии поддерживают подобные заявления? Люди хотят присоединиться к России?
— У обывателей есть свои личные интересы. Для них это благо, потому что тогда они получат совершенно иной уровень социальных гарантий. Поскольку Южная Осетия не признана большинством стран мира, с российским паспортом людям будет проще жить.
Политически и экономически присоединение Южной Осетии к России не нужно за пределами самой Южной Осетии. Это ухудшит ситуацию для всех, спровоцирует очередные санкции, международные отношения испортятся. Никакой пользы, только вред.
— Какой может быть реакция Грузии, если Осетия действительно решит присоединиться?
— Я не хочу прогнозировать. Это вопрос из разряда «Что будет, если завтра упадет метеорит?». Естественно, она будет резко негативной. Это вызовет очередные антироссийские настроения. Открывать второй фронт нет никакого смысла.
Обратите внимание, что сразу после слов Бибилова появилось заявление Абхазии. Это попытка показать, что не всё так однозначно. Степень зависимости у этих республик примерно одинаковая. Второе заявление показывает, что первое вовсе не означает какое-то принятое решение.
— Пользы для России от этого решения не будет никакой?
— Нет. Это лишь навредит России. Появятся новые, никому не нужные дополнительные проблемы на Северном Кавказе. Никаких экономических ресурсов Южная Осетия также не имеет.
— С точки зрения простого россиянина, присоединение новой территории тоже не будет выглядеть политической победой?
— У простых людей в течение ближайших двух месяцев будет появляться страх и ужас в глазах от того, что с полок пропадают товары. А те, что остались, стоят очень дорого.
На выборах люди думают не о том, что есть Южная Осетия, а о том, как они живут и как их доходы сочетаются с расходами. К сентябрьским выборам эта ситуация может стать очень тяжелой. Сделать ее еще хуже, конечно, можно.
Не преувеличивайте интерес российских граждан к подобной тематике.