Война в Украине. 74‑й день
«Тела неделями лежали на улицах. Мы старались не смотреть на них, чтобы сохранить рассудок. Мы не могли хоронить мертвых людей, потому что это было равносильно гибели. Обстрелы были без остановок», — 52-летняя жительница харьковского Изюма Елена, недавно покинувшая занятый российскими военными город, рассказала BBC, что там происходило с начала войны.
Вместе с дочерью Елена два месяца пробыла в подвале детского сада. В конце апреля им и еще двум десяткам людей удалось выехать в Полтаву по маршруту, организованному волонтерами. По словам Елены, когда они проходили российские блокпосты, и военные расспрашивали их, куда они направляются, им приходилось отвечать, что в Россию.
Елена рассказала, что в Изюме военные «грабили все, включая нижнее белье людей». Солдаты, по ее словам, разъезжали по городу на угнанных машинах с нарисованными на них знаками Z: «Они были вооружены и часто очень пьяны. Было очень страшно, когда по твоей улице ехал бронетранспортер, а в нем сидели солдаты с автоматами. Мы старались спрятаться».
Другая собеседница BBC Катерина вместе с мужем и двумя детьми уехала из Изюма еще в начале марта. По ее словам, до эвакуации они неделю провели в подвале. Когда неподалеку упал снаряд, там начал осыпаться потолок, вспоминала она. В городе осталась мать Катерины, которая не успела эвакуироваться.
«Она звонит мне время от времени — иногда раз в неделю, — говорит женщина. — Даже сейчас, когда я в безопасности, я не могу чувствовать себя на 100% в порядке, потому что моя мама осталась в городе, которого не существует».
Депутат изюмского горсовета Максим Стрельник рассказал изданию, что 80% города разрушено. Он отметил, что в Изюме осталось от 10 000 до 15 000 мирных жителей. «Там нет воды, электричества, газа, отопления, не работает канализация», — сказал он. Последнюю неделю в городе отсутствует и телефонная связь.

Фотографию предоставил BBC Максим Стрельник