Дата
Автор
Фарида Курбангалеева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Ни новых "Москвичей", ни "Волг", ни "Тойот" не будет. Будет как на Кубе». Автомобильный эксперт Сергей Асланян — о будущем российского автопрома и авторынка


На минувшей неделе сразу несколько высокопоставленных российских чиновников сделали громкие заявления о будущем российской автомобильной промышленности. В том числе — Владимир Путин, который призвал обеспечить для отечественного автопрома технологический суверенитет. Все это происходит на фоне остановки большинства автомобильных заводов из-за отсутствия зарубежных комплектующих и резкого падения продаж новых машин, которые еще и сильно подорожали. Автомобильный эксперт, журналист Сергей Асланян считает, что в будущем ситуация лишь ухудшится. Фарида Курбангалеева поговорила с ним о том, стоит ли рассчитывать на поддержку со стороны китайцев и параллельный импорт, а также на новые «Волгу», «Победу» и «Москвич».

— Начну с конкретного примера. Год назад моя подруга собиралась купить «Тойоту» RAV4 — машина стоила 2,5 млн рублей. Тогда на покупку она не решилась. Вчера из интереса решила узнать в автосалоне стоимость авто и получила ответ: «Новый RAV4 стоит 5 млн 150 тысяч рублей, машин практически нет — все распроданы, новых не будет, делаем упор на авто с пробегом в отличном состоянии». Вы можете объяснить, что происходит?

— Мы теперь изгои, поэтому никаких «Тойот» RAV4 больше действительно не будет. Завод в России остановлен навсегда. А из-за рубежа поставок не будет уже в силу санкций. Поэтому последние машины в автосалонах — они действительно последние. И если кто-то хочет купить себе последнюю в жизни новую «Тойоту» — может купить ее сейчас за любые деньги.

Российский авторынок теперь состоит из завода «АвтоВАЗ», который ничего нормального не производит, потому что производить не из чего. Ну, и в Калининграде завод «Автотор» возобновил работу на пять дней — туда просто запчасти из Европы подвезли, видимо, сказали: «Ладно, в последний раз».

Российская автомобильная промышленность была очень похожа на команду ЦСКА по футболу. Команда наша, а игроки все наемные. Они бегали и забивали мячи. Как только наемные игроки закончились — клуб перестал выигрывать. И здесь такая же ситуация. Автомобильная промышленность у нас была вся заимствованная, не было ничего своего. А вообще, у нас с вами когда машины в стране дешевели? Или литр бензина? Никогда. И все время звучали оправдания — сначала экономический кризис, потом баррель, потом пандемия — неважно что. Всегда дорожал литр, и под него придумывались причины более или менее удачные. А сейчас вот война. Но это мы сами доигрались.

— Получается, что сейчас автосалоны массово переформатируются под подержанные автомобили?

— Да, как на Кубе, где рынок только б/у. Здравствуй, Куба.

— Кстати, что лучше — самый народный российский автомобиль «Лада Гранта» в комплектации без подушек безопасности и системы для тормозов или 15-летняя «Тойота»? Сейчас, видимо, это будет актуальный вопрос.

— Даже когда «Лада Гранта» была великолепно оснащена — у нее были ABS и подушка безопасности — она все равно оставалась самым плохим автомобилем на рынке и сильно уступала даже 20-летней «Тойоте». На мой взгляд, «Лада Гранта» — это машина, которую нельзя было выпускать. Она к тому времени уже 10 лет как должна была быть снята с производства. «Лада Гранта» родилась из «Лады Калины», а «Лада Калина» — это разработка конца 80-х. Эта конструкция ни при каких обстоятельствах не может быть лучше даже 30-летней Тойоты.

Новая комплектация уже называется в народе «Лада Гранта Ободранная». Но она очень нужна заводу, потому что «АвтоВАЗ» перестал заниматься производством автомобилей. Его социальная функция — это спокойствие трудовых ресурсов. Это госпредприятие, им руководят министр промышленности Мантуров и бывший министр транспорта Соколов. Их задача — сделать так, чтобы народ не бунтовал, а ходил на работу. И завод делает «Ладу Гранту» не потому, что она кому-то нужна, а потому, что заводу надо что-то делать.

«Ладу Гранту» покупали от безысходности в регионах. По статистике, она была самой продаваемой «Ладой» в стране. Так боярышник тоже водку кладет на обе лопатки, но не потому, что он лучше водки. На «Ладе Гранте» сейчас ездит Росгвардия. Это госзаказ, потому что куда-то надо впихнуть это. Население берет машину таксовать — но она плохая, и выпускается не потому, что у нее есть потребитель. Тем более сейчас, когда спецкомплектация перевалила уже за миллион.

Просто мы еще не настолько оголодали. Вот когда лет через 10 будет как на Кубе, тогда и «Гранта» зайдет. Все будут говорить: «Это первых дней войны «Гранта», тогда еще из железа делали — такую «Гранту» надо брать!» Но до этого мы еще пока не дожили.

Lada Granta

Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

— Многие эксперты говорили о том, что российский рынок будет состоять в основном из корейских автомобилей.

— Поставки корейских автомобилей сейчас прекращены. Корейцы не будут делать ничего, пока им не разрешат. Хотя корейцам очень жалко уходить из нашей страны, потому что они надеялись, что пришли к нам всерьез и надолго.

Вы же знаете, что в нашей стране все должно быть сертифицировано — но не ради качества, а ради взяток. И сейчас у нас в патентной базе по новой регистрируются и сертифицируются все те же самые автомобили, которые раньше производились. Теперь — как импортные. Это значит, что сборки на месте не будет, и [власти] создают юридическое поле для привоза сюда автомобилей. Как было раньше: немцы в Штутгарте собрали «Мерседес» и привезли. То же самое про все остальные марки, все будет импортное.

Но импорт будет возможен в том случае, если его не запретит седьмой пакет санкций. Потому что японцам четвертый пакет санкций уже запретил продажу в Россию машин дороже €50 тысяч. И Япония больше нам не поставит ни один трактор, ни один тягач, ни одну бетономешалку, ни один бульдозер и ни один экскаватор. Хотя салоны работают и границы открыты.

По всем остальным автомобилям — сертификационная база есть, а смогут нам продавать их или нет — будет понятно от того, что мы натворим в Украине дальше. На сегодняшний день в салонах нет ничего. Ну, может быть, через какое-то время осмелятся, разрешат и привезут.

— А на китайские автомобили на российском рынке можно рассчитывать?

— Китай не будет ничего поставлять, ни в коем случае. Здесь работают все те же самые пакеты санкций. Американцы свою позицию обозначили очень четко: санкции для всех, и даже для тех, кто напрямую не торгует с Россией. Если вы находитесь в торгово-экономических отношениях со Штатами, то вы не смеете ничего продавать русским, а также позволять им пользоваться вашими технологиями. Поэтому не будет никаких китайских машин. Все китайские заводы в России остановлены, они не работают, как бы нам не рассказывали обратное.

Есть завод в Питере, который собирает «Хёндэ Солярис». Эта машина — китайская, в ней ничего нет корейского, кроме разработки. Штамповка, двигатель, коробка, замок — все китайское. Граница между Россией и Китаем — открыта. Что мешает из Китая привезти любое количество комплектующих? Ничего не мешает. Загрузи с китайского завода все эти крылья, крыши, колеса, двери, сиденья и привези по железной дороге. Через Европу не надо тащить. Привез в Питер и собрал — вот тебе действующий автозавод. Но корейцы же панически боятся это делать. И китайцы тоже не готовы русским тайком что-то поставлять. Значит, не будет никакого производства автомобилей.

Поэтому завод «Автотор» в Калининграде в этом отношении очень правильно поступил — он сотрудникам раздал 10 соток под картошку и контракты на сбор яблок по осени.

Единственное, что останется в России, — это частный привоз перегонщиков. Как перегоняли из Германии в 90-х годах немецкие машины, так теперь из Китая можно будет себе свежий «Хуавэйчик» пригнать. Из Эмиратов можно будет пригнать какую-нибудь «Тойоту». А вот с Европой покончили. Россия показала, что с ней нельзя иметь дела, невозможно договариваться.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.