Прокуратура требует ликвидировать «Профсоюз журналистов». Рассказываем почему
11 июля стало известно, что прокуратура Москвы попросила Московский городской суд ликвидировать «Профсоюз журналистов и работников СМИ», а до окончания разбирательства приостановить его деятельность.
Давление на организацию началось еще в середине мая — тогда прокуратура начала проверку «исполнения требований законодательства об общественных объединениях, профессиональных союзах и об информации», а сопредседательницу профсоюза Софью Русову вызывали в прокуратуру на трехчасовой «разговор». Там Русову расспрашивали про финансирование организации.
«Я думаю, что задача была найти какие-то финансы, за которые нас могут признать „иностранным агентом“, но поскольку финансов у нас никаких реально нет — у нас никогда не было никаких грантов и организация существовала только на членские взносы, — решили пойти путем ликвидации», — считает Русова.
В иске говорится, что члены профсоюза не раз совершали «действия, направленные на причинение вреда общественному порядку, общественной безопасности, обществу и государству».
«Читать, что организация, членом которой ты являешься, приносит вред государству, тяжело эмоционально, — отмечает Русова. — Это очень грустно, потому что у нас часть участников организации не может никуда уехать и будет продолжать работать в России. И по сути государство лишает их возможности легально объединиться».
«Набросали все, что пришло в голову»
Впервые с материалами дела представителей профсоюза ознакомили только 13 июля во время предварительного слушания. Основные претензии прокуратуры вызвали публикации, содержащие «дискредитацию» российской армии (ст. 20.3.3 КоАП). О каких именно материалах идет речь, в иске не уточняется.
«К иску приложено довольно много скриншотов публикаций с сайта организации, однако, какое именно доказательственное значение они имеют для дела, в иске не уточняется, — рассказывает адвокат Максим Крупский, который представляет интересы «Профсоюза журналистов и работников СМИ» в суде. — Лишь малая часть посвящена украинской тематике, большинство связано с кейсами конкретных журналистов и изданий, например Светланы Прокопьевой или «Псковской губернии».
В иске также говорится, что против профсоюза возбуждено административное дело о дискредитации российской армии (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП), так как на сайте организации размещались «недостоверные сведения о ходе специальной военной операции по защите ДНР и ЛНР, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ».
Другой претензией, по словам Крупского, стало размещение «заведомо ложной информации о спецоперации» на сайте «Псковской губернии»: «Дело в том, что, согласно иску, главным редактором „Псковской губернии“ является Денис Камалягин, который в свою очередь состоит в профсоюзе. Из этих обстоятельств в иске делается вывод о том, что эти публикации имеют какое-то отношение к профсоюзу. Таким интересным образом деятельность профсоюза подтягивается к деятельности совершенно самостоятельного субъекта правоотношений и к публикациям, которые сам профсоюз не делал. Возникает очень большой вопрос к логике иска».
Прокуратура упоминает и мероприятия в поддержку журналистов — Прокопьевой и обвиняемого в госизмене (ст. 275 УК) Ивана Сафронова.