«Монах призывает к неповиновению»: жизненный путь отца Иоанна Курмоярова
«Русский, но не советский»
Дмитрий Курмояров родился в 1968 году в Пермском крае в семье кадрового советского военного, которого часто переводили из одного региона СССР в другой. Позднее семья перебралась в Беларусь, затем в Украину. В Виннице, где служил в то время отец, им выдали квартиру. Однако вскоре его снова перевели — на этот раз в Забайкалье, где они прожили три года. Только после этой командировки семья окончательно вернулась в Винницу и обосновалась там.
«Вообще мы русские, у нас родина Россия, но в Советском Союзе в те годы считалось, что жить в Украине лучше, — рассказывает Александр Курмояров. — Украина — такая красивая страна, кого направляют в Украину, тому повезло».
Правда, в Виннице Дмитрий Курмояров надолго не задержался. Здесь он окончил школу, но поступать решил в Россию — в Волгоградский архитектурный институт, который окончил в начале девяностых. Во время обучения отслужил в армии и затем вернулся в уже независимую Украину. К событиям тех лет — распаду Советского Союза и превращению Украины в самостоятельное государство — Курмояров отнесся скорее положительно.
«Он считал это нормальным, — рассказывает его брат. — И в статьях потом выступал против Советского Союза, он считает, что все пошло своим путем, так, как должно быть. Он был комсомольцем, но всю эту систему терпеть не мог. Никакой ностальгии по Советскому Союзу или воспоминаний, как там было хорошо, у него не было точно».
Сильно позже, в 2014 году, в своем фейсбуке Курмояров, отвечая на вопрос «К какому миру я принадлежу?», написал, что принадлежит «к миру Вселенского Православия», «к миру татарской культуры (сам татарин), к украинскому миру (т.к. живу здесь), к русскому миру (люблю русскую литературу), к французскому миру (люблю импрессионизм и пост-импрессионизм), к миру византийской иконы и еще ко многим, многим мирам. Но не люблю когда промывают мозги, — советской идеологией, русофобией, украинским национализмом».
А спустя еще пять лет отец Иоанн высказался об СССР даже более радикально: «Только что в одном из постов, где я критиковал советскую систему, меня обвинили в том, что я не люблю свою Родину. Отвечаю таким людям (копирую сюда свои сообщения, конкретному человеку): Вы меня с кем-то перепутали. Я русский, но не советский. Моя Родина Россия, а не СССР. СССР это коммунистический проект направленный против России. Может мы тем и отличаемся, что вы — советский человек, а я Русский. Мне лично больно смотреть на такие эксперименты над своей Родиной, в которых (учитывая голодоморы, гражданскую войну, коллективизацию, репрессии и т. д.) погибли миллионы людей».
«Их бог — Украина»
О судьбе Дмитрия Курмоярова в конце девяностых — начале нулевых годов известно не так много. Вероятно, потому, что в те годы он вел вполне обычную жизнь. После возвращения из России Дмитрий не стал работать по специальности, а вместе с отцом и братом занялся «бизнесом, тут, на базаре»: они торговали рыбой на местном рынке.
Тогда же в девяностые Дмитрий женился на женщине с сыном от первого брака. Ее ребенка Курмояров, по словам Александра, через некоторое время усыновил, так что мальчик стал его сыном официально. Впоследствии пути супругов разошлись, но с сыном отец Иоанн отношения поддерживает до сих пор.
Александр рассказывает, что они с братом всегда были творческими натурами, интересовались культурой, особенно музыкой. Отец Иоанн и сейчас локально известен как электронный музыкант, а Александр до недавнего времени выступал с местными группами в качестве гитариста. Что касается Дмитрия Курмоярова, то в молодости он больше занимался живописью, писал картины, а затем и иконы, через интерес к которым приблизился к церкви.
«Он был художником, писал картины, потом начал писать иконы, начал ходить в церковь, очень сильно этим интересовался, у него появился знакомый из, по-моему, Санкт-Петербурга, известный богослов, я не помню точно фамилию, он уже умер. Тогда они общались, ну и в конце концов он потом принял решение уйти в церковь», — говорит Александр.
К тому моменту Дмитрий уже развелся с супругой и постепенно отходил от мирской жизни. Он приобрел небольшой дом в Немировском районе Винницкой области и впоследствии основал там скит, в котором долгое время жил. «Его рукоположили, по-моему, монахи, с тех пор начался его священнический путь, — рассказывает брат священника. — Скит был в Тульчинской епархии».