Дата
Автор
Фарида Курбангалеева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Мы учимся выживать». Пилот «Аэрофлота» Андрей Литвинов — о том, что сейчас происходит в гражданской авиации


Российские авиакомпании вынуждены разбирать самолеты на запчасти, чтобы обеспечить ими другие воздушные суда, утверждает Reuters со ссылкой на источники в отрасли. Причиной авиационного «каннибализма» стали санкции, введенные после начала войны в Украине. Утверждается, что «Аэрофлот» пустил на комплектующие два Boeing 747, Sukhoi Superjet 100 и почти новый Airbus A350. Кроме того, по подсчетам Reuters, основанным на данных Flightradar24, с конца июля не взлетали около 50 самолетов авиакомпании, или 15% его парка. Фарида Курбангалеева поговорила с пилотом «Аэрофлота» Андреем Литвиновым, чтобы выяснить, правда ли, что воздушные суда идут в расход ради запчастей, спасает ли ситуацию параллельный импорт, зачем пилот писал письмо Путину и что делают российские летчики, которые больше не нужны своим авиакомпаниям из-за сокращения маршрутов.

«Моральный климат отвратительный»

— Когда вы в последний раз летали в западном направлении?

— Я лично очень давно — еще до пандемии. Потом началась пандемия, потом все эти события в Украине, потом [западные страны] закрыли небо. Сейчас у нас все рейсы, в основном, по России.

— Вы помните тот момент, когда узнали, что европейские страны закрывают воздушное пространство для российских судов?

— Конечно, у нас же зарплата зависит от налета часов. И если сворачивается работа, то падает зарплата. Это мы все почувствовали на себе. «Аэрофлот» был заточен на Европу — туда выполнялось процентов 40 полетов — естественно, мы первыми ощутили на себе сокращение работы. И как следствие, [начальники] начали рассказывать возрастным летчикам, что им пора на пенсию, что потихоньку надо уходить. А чтобы люди ушли, стали их стимулировать. Объявили: тому, кто будет увольняться, выплатим 200 тысяч рублей. Это как раз специально делается для того, чтобы выдавить «лишних». Поэтому кто-то стал искать другую работу, кто-то ушел на пенсию.

— А сколько именно народу ушло из «Аэрофлота»?

— Не могу сказать [точно], цифр нет. Но уходят многие. Людей не устраивает ни зарплата, ни работа. Да и атмосфера не очень хорошая, моральный климат отвратительный.

— Вы имеете в виду климат со стороны руководства? Или в отношениях сотрудников между собой?

— Отношение со стороны руководства компании к своим летчикам. Они нас никогда не защищали. Каждый на своем месте с одной заботой — чтобы не остаться без работы и как можно дольше удержаться в этом кресле. Ну, в принципе, руководство тоже можно понять. Чтобы выживать, нужно сокращение, причем сокращение должно быть ощутимым. Иначе компания будет просто банкрот. Наземный состав тоже собираются сокращать, но другого выхода нет. Надо оптимизировать расходы и избавиться от лишних людей. В такой обстановке это нормально.

Андрей Литвинов

Предоставлено Андреем Литвиновым

— Как ваши коллеги оценивают перемены?

— Это никому не нравится. Раньше все спокойно работали, везде летали, свободно передвигались, ездили в отпуск в Европу. Даже [бывало] прилетали, брали напрокат машину и катались по Европе. Сейчас таких возможностей нет. В отпуск, в основном, по России ездят отдыхать, кто-то, может, в Турцию. Естественно, кому это может нравиться? Мы же привыкли к другой жизни, а теперь эту жизнь приходится менять.

— Реально ли российским летчикам устроиться на работу в другие страны? Недавно СМИ писали, что Росавиация не подтверждает опыт российских пилотов, чтобы они не могли уехать за рубеж.

— Такое было раньше, когда [в России] была нехватка летчиков. Росавиация не подтверждала пилотские свидетельства, чтобы удержать людей, чтобы они не убегали к другим [работодателям]. Но сейчас вроде как подтверждает. Пилоты уезжают — кто в Узбекистан едет работать, кто во Вьетнам, кто в Китай. В Саудовскую Аравию человек 20 из разных компаний [после начала войны] уехало. Где люди находят работу, туда и уезжают.

— Российских пилотов за границей охотно берут?

— Берут, да. Я не знаю, охотно или нет, но если наши работают за рубежом (и много кто работает) — значит, зарекомендовали себя с хорошей стороны.

— А вы сами почему не уезжаете?

— Нет, я не хочу никуда. Я люблю дом, мне и здесь хорошо. Это для молодежи — поездки все эти. Я напутешествовался за 40 лет столько по всему миру… Поэтому пусть молодежь путешествует, а я уже все.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.