Дата
Автор
Александр Лугов
Сохранённая копия
Original Material

"Это возможность помочь". Как живут украинские беженцы во Франции

День независимости Украины 24 августа отмечался во многих странах мира, причем не только украинскими эмигрантами и беженцами. В Антони, пригороде Парижа, 24 августа традиционно празднуют годовщину освобождения этого небольшого города от нацистских оккупантов в 1944 году. Но в этом году дата обрела особый, символический смысл. С начала марта бок о бок с антонийцами живут десятки вынужденных переселенцев из Украины. И в этот раз две важные даты – французская и украинская – фактически объединились в одну.

Городок Антони к югу от Парижа – 60 тысяч жителей, тихие узкие улочки, домики с гортензиями, булочные на углу. Утром здесь оживленно: автобусы и электрички увозят горожан на работу. Те, кто ещё на каникулах, остаются в городе за привычными делами: покупки, сборы детей в школу.

Город Антони во Франции

На центральной улице – офис с украинским флагом на фасаде и вывеской Antony France Ukraine. Это организация, которая с первых дней войны помогает украинским беженцам. Сюда идут за помощью, поддержкой – и просто для того, чтобы поговорить на родном языке.

Офис ассоциации "Antony France Ukraine"

Первый автобус с беженцами из Украины прибыл сюда в самом начале марта благодаря волонтеру – жителю города Антуану Ковальскому, президенту ассоциации Care4Ukraine.

Внутри офиса

С того времени более 60 украинских семей были приняты и размещены в Антони и окрестностях. Волонтеры ежедневно помогают с размещением в семьях, документами, записью детей в школу и спортивные секции, поиском работы, бытовыми вопросами.

Для меня это возможность помочь украинским семьям

– Это место – островок дружбы и взаимопомощи, – говорит один из волонтеров Antony France Ukraine Ирина Фартунина. – Все больше французских семей в Антони отдают частичку своей души, помогая украинцам. Все чаще на улице звучит украинская речь. Но помогают и люди из других стран! Я, например, 2 марта уехала из России из-за своей антивоенной позиции. По приезде в Антони первая мысль была: я свободно говорю по-французски, значит, хоть этим я могу помочь прибывшим беженцам. С первых дней основания организации волонтерю там – встречаю, перевожу, сопровождаю в префектуру, в мэрию, школы, на собеседования и другие мероприятия. Для меня это возможность помочь украинским семьям. Большинство из беженцев – женщины без знания французского языка, которые из-за войны оказались в чужой стране совсем одни с детьми на руках. И если эти, казалось бы, небольшие шаги делают жизнь наших украинцев в Антони хоть немного спокойнее и счастливее, то это и есть моя главная задача.

Ирина Фартунина (вторая слева) с украинскими переселенцами и волонтером Мари Пьер (крайняя справа)

24 августа для жителей Антони и их новых украинских соседей стал особенным днем: 78 лет со дня освобождения города от нацистов, день независимости Украины и полгода сопротивления украинцев российской агрессии. Президент Antony France Ukraine Паскаль Серви рассказал в соцсетях, что в героической истории освобождения города от гитлеровских войск есть и украинский след:

"Мы отмечаем годовщину освобождения Антони и окрестностей 2-й бронетанковой бригадой генерала Леклерка. Она объединила в своём составе и бывших испанских коммунистов, и разных героев Гражданской войны в Испании, и офицеров из старых аристократических семей, и просто французов со всей тогдашней Франции с ее колониями, включая оккупированный Париж, и европейцев-антифашистов, и выдающихся молодых женщин. В этом невероятном, но таком французском объединении, был и военный врач из Одессы – Александр Кременчугский".

Антони, Франция

Как пишет Паскаль Серви, Кременчугский родился в Одессе в 1905 году, "в год восстания броненосца "Потемкин", но затем уехал во Францию, где работал врачом. В 1939 году он одним из первых присоединился к французскому сопротивлению France Libre и прошел с бригадой через Антони и Париж, проявил себя в боях в Эльзасе.

"Многие раненые французы, а также британцы, и даже враги, были обязаны ему, его заботе и мужеству своей жизнью, – продолжает Серви. – Поскольку наш город принимает много украинских беженцев, некоторые из которых смогли добраться до Антони из Одессы, вспомним капитана Кременчугского, который в своё время прошёл по тому же маршруту".

Александр Кременчугский (фото с сайта Antony France Ukraine)

Спустя полгода после начала войны в Украине и переезда во Францию украинские семьи постепенно налаживают быт, осваивают язык, многие работают. Но, конечно, говорить о полной адаптации пока рано, поэтому 24 августа украинские дети приняли участие в благотворительной поездке в курортный Довиль на ежегодный праздник "День пропустившего каникулы". Более 200 автобусов привезли на берег Нормандии ребят со всего парижского региона – тех, у кого по разным причинам не было возможности полноценно отдохнуть на каникулах.

Пляж Довиля, праздник для школьников

Одним из волонтеров в этой поездке был Руслан Сторож – украинец, с 2008 года живущий во Франции:

– Мне особенно приятно быть сегодня в этой поездке, потому что с нами едут украинские дети из семей беженцев. Здорово, что мы можем подарить им этот праздник, особенно в День независимости Украины! – говорит Руслан.

– Поразительно, как порой переплетаются судьбы людей из разных стран! Пусть этот день останется в сердцах всех антонийцев и украинцев днём солидарности, свободы и торжества мирной жизни, – добавляет волонтер Ирина Фартунина.

Несмотря на гостеприимство европейцев, более половины из примерно 6,5 миллиона беженцев, которые выехали в страны Евросоюза после начала вооруженной агрессии России против Украины, уже вернулись домой. Такие данные в середине июля обнародовало Frontex, агентство ЕС по безопасности внешних границ. Комиссар Евросоюза по внутренним делам Илва Йоханссон заявила, что поток жителей Украины, въезжающих в Евросоюз и возвращающихся домой, стабилизировался и по интенсивности сравним с ситуацией, какой она была до начала пандемии коронавируса. По словам Йохансон, скорее всего, ещё больше украинцев вернётся домой к 1 сентября, к началу нового учебного года: многие семьи могут принять решение не начинать обучение своих детей в школе за рубежом из-за языкового барьера.