Дата
Автор
Максим Рычков
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Бандера и бандеровцы: попытка объективного портрета главных антигероев кремлевской пропаганды


«Там, за столом, еще ложку не окунумши, парень молодой крестится. Бендеровец, значит, и то новичок: старые бендеровцы, в лагере пожив, от креста отстали».

Вот таким вполне нейтральным было одно из первых упоминаний сторонников Степана Бандеры в массовой русскоязычной культуре — в повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Далее читатель узнает, что главный герой — фронтовик Иван Шухов — ладит как минимум с двумя «бендеровцами». В младшем из украинцев он видит почти что родного сына.

Единственно верное написание фамилии «Бандера» — через «а». По-видимому, солженицынское «бЕндеровцы» было нужно для имитации речи малограмотного советского обывателя.

По современным российским меркам такой сеттинг выглядит провокацией. Разве может ветеран Красной армии дружить с украинскими националистами? Тем удивительнее, что повесть напечатали в 1962 году, спустя всего 17 лет после окончания Второй мировой войны, при сохранявшейся у советской компартии монополии на истину и десятках тысяч еще вполне молодых ветеранов.

Даже во время последовавшей затем травли Солженицына в СССР на писателя не пытались навесить ярлык пособника украинских националистов. До этого просоветские комментаторы дошли только в 2010-х, когда слова «Бандера» и «бандеровец» уже стали чем-то вроде абсолютного нуля на официальном термометре российских политических ценностей — больше полумифическими персонажами, чем реальными людьми.

Бандеровцы настолько мифологизированы, что реальное историческое движение едва можно разглядеть за слоем легенд и пропаганды. И, как бы комично это ни звучало в 2022 году, с ними не все так однозначно. Украинское националистическое движение находилось в сложных отношениях с Третьим рейхом и почти на десятилетие пережило нацистскую империю. Бандеровская УПА (ныне признана в РФ экстремистской организацией!) действительно воевала на несколько фронтов: и против СССР, и против немцев, и против польских повстанцев. При этом именно традиционно ненавистная для российских «патриотов» Польша понесла от этого движения наибольший ущерб.

А сам Степан Бандера почти всю Вторую мировую войну просидел в немецком концлагере: странное занятие для человека, из чьего имени пытаются сделать символ пособничества нацизму. Но и от образа «просто» патриота и борца за свободу своей страны личность этого политика также далека.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.