Кризис-2022, феминизм и искусственный интеллект
25 лекций по экономике, которые рекомендует Дмитрий Прокофьев
«Кризис-2022. Экономические сценарии Натальи Зубаревич»
Когда-нибудь история российского экономического кризиса 2022 года войдет в учебники. А пока ведущий российский эксперт по социально-экономическому развитию российских регионов Наталья Зубаревич рассказывает в интервью Forbes Capital, какие отрасли и города окажутся сильнее всех пострадают от последствий известных событий, как власти, по ее мнению, будут бороться с безработицей и чем в итоге обернется затяжной кризис.
- Смотреть тут
«Почему финансами страны опасно управлять так же, как личными?»
Кризисные события заставили очень многих людей пуститься в рассуждения об управлении международными финансами, дедолларизации, создании крипторублей и переходе не юани. Но прежде чем заниматься управлением мировыми финансами, чрезвычайно интересно будет послушать лекцию профессора Российской экономической школы Константина Егорова — и узнать, чем, собственно, государственные финансы отличаются от личных.
- Смотреть тут
«Что такое неолиберализм — реальность или фантом сознания?»
«Неолиберализм» — одно из наиболее модных и распространенных понятий. Именно он выступает в качестве некоего «совершенного зла», именно с «неолиберализмом» борются многочисленные защитники «ценностей и скреп». Но существует ли «неолиберализм» и что вкладывают в это понятие ученые экономисты? Об этом рассказывает Ростислав Капелюшников, ведущий исследователь экономики труда в России, член-корреспондент РАН, человек, который первым перевел на русский язык работы Фридриха фон Хайека. Это сложная лекция. Но надо прослушать ее целиком.
- Смотреть тут
«Крепостное право — зло? Экономика и анализ данных в истории»
Бывший крепостной Фирс из чеховского «Вишневого сада» называл «волю», объявленную 19 февраля 1861 года, «несчастьем». «Барину за холопом заботушки много, а холопу за барином горюшка нет», — ехидничал персонаж Салтыкова-Щедрина. Что мы на самом деле знаем об экономике крепостного права, продержавшегося в России несколько столетий, — об этом рассказывает Андрей Маркевич, российский историк-экономист, профессор и зав. кафедрой институциональной экономики Российской экономической школы; бесспорно, один из лучших в мире специалистов в области экономической истории России.
- Смотреть тут
«Искусственный интеллект и экономический рост»
Экономист Даниил Шестаков — один из самых любимых мной авторов, пишущих об экономике, потому что умеет объяснять по-настоящему сложные вещи доступным образным языком. А еще он делает прекрасные обзоры экономической литературы. Шестаков почти все знает о том, как росла экономика на протяжении всей человеческой истории. В этой лекции он расскажет о том, что будет с экономическим ростом в следующие 100 лет. Спойлер: все будет хорошо!
- Смотреть тут
«Европейский союз: оптимальны ли сегодняшние границы?
В последнее время тема эффективности межгосударственных политических объединений оказалась особенно актуальной. С одной стороны, больший размер таких объединений позволяет более эффективно предоставлять публичные блага, включая обеспечение безопасности. С другой стороны, слишком большое разнообразие ведет к конфликтам.
Не слишком ли различаются европейские страны, чтобы быть членами одного союза? Сближаются ли или еще больше расходятся европейские страны после объединения в один союз? Насколько экономическая интеграция помогла в обеспечении стабильности ЕС?
На эти вопросы отвечает ректор Университета Боккони, президент Европейской экономической ассоциации (2007), профессор Гвидо Табеллини.
- Смотреть тут
«Как осуществлялась реформа»
Эту лекцию, посвященную 25-летию реформ правительства Егора Гайдара, профессор Европейского университета Дмитрий Травин прочел в 2017 году. Сейчас, в год 30-летия реформ, она нисколько не потеряла актуальности. О том, как быстро может разрушиться экономика, и о том, как трудно ее бывает собрать заново.
- Смотреть тут
«Удары по России еще не закончились. Санкции, курс рубля, «Тинькофф» и криптовалюта ENG SUB»
Оценки доктора экономических наук, декана экономического факультета МГУ Александра Аузана состояния российской экономики лежат на грани между крайним оптимизмом и крайним пессимизмом. Он смотрит на происходящее в стране вполне объективно и особых иллюзий в отношении происходящего не испытывает, однако… Послушайте его мнение о том, как страна будет пытаться выходить из кризиса.
- Смотреть тут
«Экономика криптовалют»
Криптовалюты — не только сравнительно новый феномен для мира финансов и экономики. С ними связано много иллюзий, сказочных ожиданий и разбитых надежд криптоинвесторов. О том, что криптовалюты представляют из себя с точки зрения стандартных инструментов оценки финансовых активов, являются ли они новой формой денег, новым видом товара или инвестицией в будущее технологии блокчейн, что влияет на цену криптовалют и можно ли предсказать их колебания, рассказывает замечательный экономист Олег Цывинский, профессор экономики Йельского университета имени Артура Окуна, научный сотрудник Национального бюро экономических исследований США.
- Смотреть тут
«Импортозамещение в Аргентине»
Сегодня экономика РФ оказывается в изоляции, а слово «импортозамещение» оптимистично звучит из каждого утюга. Но проблема в том, что РФ — не первая страна, которая пыталась построить «могучую независимую экономику с опорой на сырьевые ресурсы и дешевую рабочую силу». О том, к чему привели подобные административно-экономические упражнения, ярко и образно рассказывает экономист Григорий Баженов.
- Смотреть тут
«Кризис-2022: региональная проекция»
Профессор МГУ Наталья Зубаревич — лучший в России эксперт по экономике регионов Российской Федерации. А кроме того, она яркий и остроумный рассказчик, умеющий объяснять даже самые сложные проблемы образно и эффектно. Ее лекция, прочитанная в Револьт-центре, дает ответы на вопросы, чем нынешний кризис отличается от всех предыдущих и как он отразится на жизни людей за пределами Московской агломерации.
- Смотреть тут
«Что значат сырьевые зависимости для либеральной теории?»
Это очень необычная и сложная лекция — на стыке экономической теории, политологии, истории и политики. Александр Эткинд — историк, профессор Европейского университетского института во Флоренции, член Консультативного совета факультета политических наук Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор книги «Природа зла: Сырье и государство» — отвечает на вопросы, что будет с либеральными идеями, если экономический рост остановится, и чем неолиберализм отличается от классического, что общего между торговцами сырьем сегодня и в XVII веке.
- Смотреть тут
«Права женщин как финансовая инновация»
Самое большое расширение экономических прав человечество получило тогда, когда в 1850-х годах в странах с общим правом замужние женщины получили права собственности — и это стало поистине эпохальным событием, сыгравшим важную роль в запуске современного экономического роста и создании общества всеобщего благосостояния. О том, что стало предпосылками к этому решению и каковы последствия равных экономических прав, рассказывает профессор Еврейского университета в Иерусалиме Хосни Зоаби.
Внимание! Лекция на английском языке с переводом.
- Смотреть тут
«Чему учит поведенческая экономика и как жить дольше и здоровее?»
Классическая экономическая теория исходит из постулата: экономический агент — то есть человек — ведет себя «рационально». Однако экономисты (особенно те, которые изучают поведенческую экономику) знают, что реальной жизни человек ведет себя совсем не рационально и принимает решения в ущерб своим интересам. Так что же делать? У меня для вас есть хорошая новость: нерациональность поведения человека экономисты научились предсказывать. А о том, как эту особенность человеческого поведения можно использовать, чтобы продлить человеческую жизнь, рассказывает профессор Андрей Бремзен.
- Смотреть тут
«Коррупция: почему ее нельзя победить, но как можно уменьшить?»
«Подобно тому, как нельзя распознать, пьют или не пьют воду плавающие во глубине вод рыбы, так и невозможно узнать, присваивают или нет богатство чиновники, приставленные к выполнению дел» — говорится в древнеиндийском политическом трактате «Артхашастра», созданном в III веке до нашей эры.
А сегодня профессор Российской экономической школы Михаил Другов объясняет, как на проблему коррупции, ее причины и способы борьбы с ней смотрят современные экономисты и возможно ли вообще государство без коррупции.
- Смотреть тут
«Какая экономика нам нужна?»
Российский экономист и автор увлекательных книг по истории экономической теории Павел Усанов — убежденный сторонник экономической (и политической) свободы, последовательный защитник ценностей свободного рынка, минимально ограниченного правительственным вмешательством. И свое видение идеальной экономики Павел Усанов отстаивает последовательно и аргументированно. Получается очень убедительно!
- Смотреть тут
«Когда классическая экономическая интуиция может не работать и как понять, что происходит на самом деле?»
Чиновники часто используют простые экономические аргументы в пользу той или иной государственной политики, которая влияет на жизни миллионов. Подчас эти аргументы не так однозначны, как может показаться на первый взгляд, а оценить это позволяет только анализ данных. Почему «очевидные» экономические решения могут оказаться ошибочными, объясняет профессор Российской экономической школы Евгений Яковлев — PhD Калифорнийского университета в Беркли, научный сотрудник Института экономики труда в Бонне.
- Смотреть тут
«Последнее предупреждение Китая: проблемы в экономике и замедление роста»
Кажется, что в России «китайская экономическая модель» более популярна, чем в самом Китае, — во всяком случае, именно так можно подумать, слушая рассуждения чиновников и телевизионных комментаторов. Но что на самом деле происходит в экономике КНР и почему темпы роста ВВП в Поднебесной снижаются?
Что происходит в Китае — об этом образно и ярко рассказывает экономист Григорий Баженов, который комментирует и кризис в секторе недвижимости, и рост за счет инвестиций, часто непроизводительных, и банковские неурядицы, и регуляторное давление на предпринимательский сектор, а главное — объясняет, чего нам всем ожидать от Китая.
- Смотреть тут
«Что почем с Кириллом Тремасовым, выпуск № 8»
Как плавающий курс защищает экономику от внешних шоков и помогает структурной трансформации? Можно ли было избежать обвала рынка в 1998 году? И как избавиться от резких скачков плавающего курса?
В коротком, но информативном ролике экономист Кирилл Тремасов, директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ, используя примеры из 1998 года (дефолт), 2008 года (мировой финансовый кризис), кризисов 2014 и 2020 годов, объясняет, чем плавающий валютный курс лучше фиксированного. Его объяснение строится на примерах уязвимости национальной экономики от шоков, которые исходят от изменения глобальной конъюнктуры. Кирилл Тремасов рассказывает и про снижение цен на нефть, и про арбитраж в условиях отсутствия паритета процентных ставок, и про сложности удержания курса в условиях кризиса.
- Смотреть тут
«История успеха: как становятся учеными-экономистами?»
Выпускник Российской экономической школы, профессор Принстонского университета Олег Ицхоки — один из самых «звездных» российских экономистов. В своей лекции он рассказывает о том, чем занимаются современные экономические исследования, о специфике академической экономики как карьеры и о своем пути от студента-математика к профессору экономики.
- Смотреть тут
«Демократия, государство, экономический рост»
Почему одни страны экономически преуспевают, а другие нет, и можно ли включиться в догоняющую модернизацию? Когда и как в мире возникает капитализм? Как насилие сформировало государство? Преодолимо ли имперское наследие? Экономика не может объяснить множество проблем, возникающих в жизни общества. Для ответа на эти вопросы необходимо привлекать историческую социологию и политическую экономику. О том, как работает «синтез» этих наук, рассказывает профессор Дмитрий Травин, представляя свою новую книгу «Как государство богатеет: путеводитель по исторической социологии» в беседе с журналистом Борисом Грозовским.
- Смотреть тут
«Зачем страны торгуют друг с другом»
В последние четыре месяца мы только и слышим разговоры о том, что мировая торговля не нужна, у Российской Федерации ресурсов «хватит на все» и вполне возможно «закрыться» от мировой экономики, только продавая ресурсы «партнерам» и производя все необходимое за железным занавесом. Мол, жил так СССР — и ничего. Но, во-первых, СССР никогда не был в экономической изоляции, а во-вторых, о том, как и зачем страны торгуют друг с другом, рассказывает Наталья Волчкова — профессор Российской экономической школы, директор Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) РЭШ, член Комитета по политике в области развития экономического и социального совета ООН. Лекция была записана два года назад — и тем интереснее сравнить то, что говорилось экономистами тогда, с тем, что говорится чиновниками сейчас.
- Смотреть тут
«Какие валюты доминируют в мировой экономике?»
Раз уж мы заговорили о мировой торговле, то нельзя не вспомнить и о мировых валютах. В мире почти 200 стран и сопоставимое с этим количество национальных валют, но только несколько из них активно используются в мировой торговле, международных финансовых транзакциях, в качестве резервных валют и номинального якоря для монетарной политики.
Что делает одни валюты подходящими для использования в международной торговле и финансах, а другие нет? Долго ли продлится равновесие с небольшим количеством доминантных валют, или на смену ему придет новое равновесие с большим количеством значимых валют в международной экономике? Смогут ли децентрализованные цифровые валюты заменить национальные?
Об этом рассказывает экономист Олег Ицхоки — профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, PhD Гарвардского университета.
- Смотреть тут
«Экономическая история СССР: мифы плановой экономики»
На протяжении последней четверти века телевизор строит в головах людей «небесный СССР», где все ездят на неломающихся «Волгах», пьют «непохмельную» водку и при этом поют и пляшут. Несмотря на крах советской экономики, она до сих пор окружена фантазиями и мифами. Самые распространенные из них: что только командная система могла обеспечить индустриальный прорыв, что без принуждения не было бы успехов в оборонной промышленности и что, судя по данным советской статистики, плановая экономика имела большой потенциал развития. Исследователь экономики СССР профессор Андрей Маркевич рассказывает о настоящей цене сталинской индустриализации и коллективизации, какой ущерб экономике был нанесен Большим террором и можно ли верить официальным цифрам советского Центрального статистического управления.
- Смотреть тут
«Денежно-кредитная политика»
В последние недели мы все чаще следим за деятельностью Центрального банка РФ — но как понять, что стоит за словами руководителей финансового регулятора? Об этом коротко рассказывает экономист Григорий Баженов. Это не лекция, а скорее серия ответов на вопросы о том, что такое денежно-кредитная политика — ответов быстрых, образных и верных.
- Смотреть тут