Дата
Автор
Дмитрий Прокофьев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Страх, заговоры, развилки будущего

Смотреть и слушать. 6 лекций по истории, которые рекомендует Дмитрий Прокофьев

Государев страх. Из курса «Закон и порядок в России XVIII века»

«Играйте страхом, если вы хотите получить высочайшее наслаждение», советовал персонаж повести Роберта Стивенсона «Клуб самоубийц». О, российские власти в совершенстве постигли это умение, несколько столетий назад превратив «государев страх» в главный инструмент управления обществом. Историк Евгений Анисимов рассказывает о том, как «государев страх» заменил в России и закон, и порядок.

Гибель царевича Дмитрия

Почему церковь обвиняла Лжедмитрия в ереси, а не в самозванстве? Почему Годунов, мать Дмитрия и весь народ могли верить, что в Отрепьеве воскресла душа царевича? Историк Денис Хрусталев рассматривает историю с убийством Дмитрия и появлением Лжедмитрия с точки зрения обывателей и властителей того времени, которые ждали конца света, верили в колдовство, потусторонние силы, воскрешение, ангелов и злых духов.

«Рождение государства Нового времени в России: общеевропейская модель, ее российский вариант»

Михаил Кром — доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, объясняет, почему в Московском государстве XV‒XVII веков нет ничего уникального, а его «особенности» определяются временем, географией и совершенно объективными факторами. В опровержение теорий «особого пути».

«Петр Великий: благо или зло для России»

350-летие со дня рождения Петра Первого стало поводом для торжеств на государственном уровне и соответствующих политических заявлений. Петр — безусловно, одна из ключевых фигур российской истории, фигура неоднозначная, и об этой «дуальной личности» рассказывает выдающийся исследователь Петровской эпохи Евгений Анисимов, профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН.

«Павел I: Мечтатель или деспот»

Правнук Петра Первого, «романтический наш император», по выражению Пушкина, личность до сих пор загадочная — прекрасно образованный и даже сентиментальный, взойдя на трон, он превратился во взбалмошного повелителя и стал жертвой заговора собственной охраны. «Римские императоры сходили с ума от самодержавия, почему бы императору Павлу было не одуреть», — язвительно замечал великий историк Василий Ключевский. Тайны Павла Первого раскрывает замечательный историк и рассказчик Тамара Эйдельман (признана в РФ иностранным агентом).

«Затейка верховников» и воцарение Анны Иоанновны»

В 1730 году, после смерти императора Петра Второго, у российского государства был реальный шанс превратиться из самодержавной деспотии в конституционную монархию, и вся история страны могла бы сложиться иначе… Но великий шанс был упущен! Почему этого не произошло и как Россия вернулась «на круги своя», рассказывают историки Алексей Кузнецов и Леонид Кацва.