Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Никаких аналогий, выпуск очередной


Блогер Павел Пряников вновь цитирует дневник заместителя руководителя Международного отдела ЦК КПСС Анатолия Черняева за 1980 год. Главная тема — ввод советских войск в Афганистан:

«5 февраля 1980 г.

Афганистан, как язва, разъедает общественное сознание и международную жизнь. Ползут слухи, что в Ташкенте госпитали забиты нашими ранеными ребятами, что каждый день прибывают самолеты с упакованными гробами, что в разных наших ведомствах, посылающих туда специалистов, то и дело портреты в траурных рамках. Т. е. народ реально почувствовал на себе следы политики. За что? Для чего? Кому? Б. Н. (руководитель Международного отдела ЦК КПСС Борис Николаевич Пономарёв. — Т.) как-то проговорился Карэну: мы, мол, не можем допустить второго Садата у себя под боком. Ну и что? Из-за этого пусть гибнут наши ребята, пусть позор на нашу голову во всём мире, пусть ненависть антисоветизма губит остатки социалистического идеала, пусть рушится даже видимость уважения к народным интересам?!

Б. Н., который суетился больше всех, чтоб оправдать в глазах международной общественности афганскую акцию, понимает, что сделана глупость. Может быть, в душе считает это преступлением. В пятницу перед отъездом к избирателям в Саратов, говорит: "Это, мол, всё ладно (о текущих и важных делах). Главное — как распутывать афганский узел. Может быть, так?" Берет со стола листок, написано самим. Читает: "Соединенные Штаты обязуются не вмешиваться в дела Афганистана. Советский Союз выводит войска". Спрашивает: "Согласятся?" Отвечаю: "С радостью. Но вот согласятся ли у нас?".

Он: "В том-то и дело!"

Поразительно — все более или менее разумные и порядочные люди видят, что сделана невероятная глупость. Со всех точек зрения. Но кто сделал?

Monde пишет: в Москве, мол, начинают искать виновника — кто придумал? Кто инициатор?

Не знаю, что значит "искать". Вслух этого еще никто нигде не сказал. А в аппарате и в Москве (не в смысле — в ПБ, в Кремле, а в народе) действительно гадают на этот счет. И я гадаю. Конечно, повторяю себе: сыграли на маразматическом возмущении Брежнева Амином — посмел ослушаться, да еще убил "нашего лучшего друга". Но кто сыграл? Вроде — не Громыко, не похоже, чтоб и Устинов. Явно — не Суслов. Остается одно — КГБ. Значит, опять, как однажды уже было: там формируется политика».

И так далее.