Ставка на безысходность. Удастся ли Минфину снова завлечь россиян на фондовый рынок
Минфину долго не удавалось привлечь сбережения населения на российский фондовый рынок. Последние годы стали исключением — на фоне низких ставок по депозитам в России случился бум частных инвестиций. Война все перечеркнула: после серии обвалов и заморозки активов инвесторы потеряли к доверие к рынку. Но правительство не унывает. В Минфине рассчитывают, что россияне все равно понесут свои деньги на рынок — просто от безысходности, ведь альтернативных способов защитить свои сбережения от инфляции у них практически не осталось. The Bell поговорил с экспертами о том, действительно ли россиянам больше некуда деваться.
Что случилось
Главная проблема, «которую никогда не удавалось решить», — это то, как привлечь деньги населения на фондовый рынок, заявил на прошлой неделе замминистра финансов Алексей Моисеев. И тут же выразил уверенность, что ситуация изменится — российский фондовый рынок разовьется «отчасти от безысходности, ну и отчасти потому, что мы совместно со всеми нашими коллегами будем над этим работать».
В других странах, которые тоже попали под серьезные санкции, фондовый рынок развивается хорошо и «мультипликаторы там очень высокие», отметил Моисеев. «Это говорит о том, что население не видит для себя другого способа долгосрочного сохранения своих сбережений и приумножения их темпами выше, чем инфляция, кроме как фондовый рынок», — сказал он.
Опыт Ирана
До недавнего времени Иран был страной, против которой было введено больше всего санкций, но в марте Россия обогнала его по этому показателю. Несмотря на все ограничения, иранскому фондовому рынку удавалось процветать, поэтому его пример был интересен для России и много обсуждался последний год.
Очередной виток санкций в 2018 году привел к резкому снижению ВВП Ирана и резкому ускорению инфляции, которая с тех пор находится выше 30%. В то же время основной иранский индекс TEDPIX в 2018–2020 годы вырос в 14 раз, то есть позволил инвесторам сберечь свои активы от девальвации и инфляции. Подробнее об иранской экономике и рынке мы рассказывали здесь.
Рынок достиг своего максимума в 2020 году, когда на него ринулись розничные инвесторы. Но затем мини-пузырь лопнул, рынок растерял часть своего роста и за последние два года так и не вернулся к прежним значениям. В июле 2020 года P/E Тегеранской биржи достиг рекордных 41,71, в июле 2022 года показатель находился на уровне 6,5. P/E индекса Мосбиржи, по данным за первый квартал 2021 года, был равен 12,8.
Для того чтобы приток активов восстановился, потребуется время, признал замминистра. Многие инвесторы столкнулись со значительными потерями, у других оказались заморожены иностранные ценные бумаги, но «другого выхода нет реально ни у кого», заключил он.
Почему государству это важно? Правительству в ближайшие годы предстоит найти источники финансирования для вынужденной трансформации экономики, и Минфин и ЦБ предпочли бы опереться на частные средства, а не на бюджетные, писали ранее «Ведомости» со ссылкой на их совместную презентацию (документ есть и в распоряжении The Bell). К 2030 году Минфин хочет увеличить объем инвестиций в основной капитал с 23 до 43 трлн рублей и изменить структуру этих инвестиций, в два раза увеличив долю фондового рынка — с 5 до 11%. Для решения этих задач министерство сформировало три целевых индикатора, один из которых — повышение к 2030 году доли инвестиционных продуктов в сбережениях населения с 21 до 40%.
В докладе «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях» ЦБ также писал, что в условиях ухода иностранных инвесторов важно обеспечить восстановление рынка капитала как источника долгового и долевого финансирования для бизнеса и создать стимулы для направления инвестиций в проекты и компании, вносящие вклад в трансформацию российской экономики.