Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Война лишила смысла обычные форматы общения Путина с народом

Владимир Путин в 2022 году впервые за десять лет не проведет итоговую большую пресс-конференцию, сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Также в этом году президент не проводил прямую линию и не выступал с посланием к Федеральному собранию.

Детали. Песков заявил, что президент, вероятно, «найдет возможность пообщаться с журналистами», и отметил, что Путин это делает регулярно в ходе зарубежных поездок. Однако в таких пресс-конференциях участвуют корреспонденты кремлевского пула, а не журналисты со всей страны, как во время прямых линий. Песков не стал однозначно отвечать на вопрос, состоится ли послание к Федеральному собранию, добавив, что Кремль «еще будет ориентировать» по этому поводу.

  • Владимир Путин начал проводить большую пресс-конференцию в 2001 году, ее не было только в 2005 году и во время его премьерства в 2008–2011 годах. В прямых линиях Путин участвовал ежегодно с 2001 года, в том числе с 2008 по 2011 годы, пока он занимал пост премьер-министра (правда тогда они назывались «Прямым разговором с Путиным»). Прямая линия была отменена только два раза — в 2004 году и в 2020 году (тогда ее совместили с пресс-конференцией).
  • В последние годы политологи отмечали, что Кремлю все хуже удается при помощи пресс-конференций и «прямых линий» демонстрировать жителям России позитив. В 2020 году политолог Татьяна Становая писала, что Путина «давно тяготили и раздражали прямые линии». В следующем году она назвала прямую линию «битвой между искусственной позитивной повесткой и естественной, накаляющейся негативной повесткой народа», а по итогам пресс-конференции отметила, что мероприятие, которое раньше было «сеансом терапии со стороны президента в отношении народа», в этот раз стало «сеансом терапии Путина» в виде «околонародной демонстрации любви».
  • С момента последней пресс-конференции позитива, который можно представить на подобном выступлении, стало еще меньше: новости из Украины становятся все тревожнее (в последние месяцы российская армия не захватывает новые территории и теряет захваченное ранее); санкции бьют по российской экономике и она сокращается, как и реальные доходы населения.
  • Отмена одновременно всех крупных форматов свидетельствует о том, что «рассказать о какой-то конкретике в рамках повседневных мероприятий» президент «еще может, а вот поговорить о перспективах страны в целом, о долгосрочных целях, о стратегии движения — уже не в состоянии», написал бывший спичрайтер Кремля Аббас Галлямов. Становая добавляет, что в этом году у Путина нет желания отвлекаться от глобальных тем и «отчитываться, отвечать на скучные и рутинные вопросы» на пресс-конференции или прямой линии. «Для внешних аудиторий он может и так сказать все, что посчитает нужным — повод найдется, а общаться с внутренней аудиторией он не видит смысла. Пусть этим подчиненные занимаются».
  • Несмотря на отмену традиционных больших мероприятий, Путин не стал меньше появляться на публике. В этом году он регулярно проводит встречи с представителями разных социальных групп: молодыми учеными, предпринимателями, школьниками, сотрудниками авиакомпаний, историками и религиозными деятелями. В ходе этих мероприятий Путин высказывается на важные для него темы.