Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Восемь к одному. Более полутысячи дел по 20.3.3 КоАП прекращены в судах или возвращены полиции

English version

Петербуржец Вадим Дударев 8 апреля вышел с антивоенным одиночным пикетом к Исаакиевскому собору. С собой он взял два плаката, на них было написано «Иконы МИРоточат» и «И ты попробуй». «Минут через 20 меня заметил экипаж ДПС. Они сделали странный маневр: сначала уехали от меня, а потом вернулись. Возможно, таким образом они давали мне шанс уйти», — вспоминает Дударев.

По дороге в отдел один из полицейских выразил поддержку пикетчику, пожал руку и рекомендовал воспользоваться 51-й статьей Конституции, разрешающей не свидетельствовать против самого себя. После составления протокола к Дудареву подходили несколько полицейских и задавали вопросы о его убеждениях. Также они попросили развернуть шарф.

«Я был в желто-синем шарфе шведской молодежной сборной, это цветовое сочетание вызывало паранойю у сотрудников полиции. Наверное, четырем людям в участке его разворачивал, они фотографировали. Я подчеркивал, что на шарфе написано Sverige, то есть „Швеция“ на шведском языке», — говорит Дударев.

Затем в отдел полиции зашел оперативник, так накинувший кофту на кобуру, чтобы все видели, что у него пистолет.

«С ним был очень неприятный разговор. Насколько я понял, он — опер уголовного розыска, не представлялся, не называл свое звание. Может быть, и сотрудник ФСБ. На мою просьбу представиться называл себя Максимом — не уверен, что это имя соответствует действительности. Он то играл роль моего друга, то угрожал мне, то взывал к моей совести. Вспомнив пожелание одного из сотрудников полиции, я взял 51-ю статью», — рассказывает задержанный.

После 30 минут общения Дударева отпустили в предбанник отдела. Затем «Максим» потребовал у задержанного телефон, но тот не стал отдавать его в руки полицейскому. Оперативник переписал IMEI — по его словам, чтобы удостовериться, что телефон не украден. Потом пришел участковый, который составил на Дударева протокол и попросил написать объяснение.

По словам задержанного, полицейские выбирали, составить протокол по 20.3.3 КоАП или по региональному петербургскому закону о нарушении ковидных ограничений. Дударев считает, что завели дело все-таки по 20.3.3 КоАП из-за расцветки шарфа.

Инструмент борьбы с протестом

Статью 20.3.3 КоАП применяют, например, за порчу плакатов с буквой Z и любой другой патриотической символики, посты в соцсетях и публичных выступлениях, высказывания в личных разговорах, антивоенные пикеты, как в случае Дударева, и иные акции протеста, а также за символику, похожую на украинскую или антивоенную.

Для граждан предусмотрено наказание до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — до 200 тысяч, для юрлиц — до 500 тысяч, а если дискредитация армии сопровождается призывом к проведению публичных мероприятий или созданием ситуаций, несущих «угрозу общественной безопасности», возможен штраф до миллиона рублей для юрлиц, до 500 тысяч для должностных лиц и до 200 для граждан.

Дискредитацией армии по 20.3.3 КоАП, к примеру, признавали плакат «фашизм не пройдет», написание слова «спецоперация» в кавычках, выставление отметки «класс» антивоенному видеоролику в «Одноклассниках» и лист бумаги со звездочками вместо букв.

Повторное нарушение в течение года, если одно административное наказание по 20.3.3 КоАП уже вступило в силу, грозит уголовной ответственностью по статье 280.3 УК (публичные действия, направленные на дискредитацию вооруженных сил РФ, — до пяти лет лишения свободы). Есть и вторая часть статьи 280.3 УК — если «уголовная дискредитация» привела к тяжким последствиям. Для привлечения к ответственности по этой части административное наказание не нужно. Есть и более жесткая статья — «фейки» о вооруженных силах (ст. 207.3 УК), до 15 лет лишения свободы.

Уголовные дела за «фейки» фактически заводят за любые утверждения, идущие вразрез с данными о войне от российских органов власти. Какую статью применять — 207.3 УК или 20.3.3 КоАП — в каждом конкретном случае решают силовики. Есть примеры административных дел за разбитые уличные конструкции с буквой Z, при этом уголовные дела заводят за несколько наклеек или за посты в соцсетях с небольшим количеством просмотров.

К середине октября штрафов по 20.3.3 КоАП уже назначили на сумму, превышающую 85 миллионов рублей. По данным ОВД-Инфо, на середину августа средний штраф по 20.3.3 КоАП составлял 33,883 рубля.

Каждую неделю по этой административной статье составляют протоколы на жителей городов и отдаленных поселков по всей России. По данным, актуальным на конец ноября, известно о 5159 делах по дискредитации армии.

Суды соглашаются с полицейскими протоколами не всегда. «Медиазона» с опорой на судебную статистику подсчитала, что 127 административных дел прекратили в судах, а 409 вернули МВД.

То есть примерно каждое девятое решение в суде по 20.3.3 КоАП фактически выносилось в пользу граждан — возвращение протокола в полицию дает возможность избежать административной ответственности.