Дата
Автор
Фарида Курбангалеева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Отставка Арестовича, российская агентура в Киеве и конкуренты Зеленского. Что происходит во внутренней политике Украины? Объясняет украинский политолог Владимир Фесенко


С начала российского вторжения роль Украины на международной арене существенно выросла. Но жителям других стран мало известно о том, что происходит внутри страны. Украинский политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко рассказал Фариде Курбангалеевой о том, как теперь выглядит украинская политика, может ли в нее вернуться пророссийская повестка и много ли в Украине российских агентов влияния. А также объяснил, почему Арестовича не следует считать сбитым летчиком, а обыски у священников УПЦ МП не оттолкнут прихожан от украинской власти.

— Политика в Украине всегда была очень живой, звучало много критики со стороны оппозиции. А сейчас как будто замерла?

— Внутренняя политика находится в полузамороженном состоянии. Парламент работает в закрытом режиме, без телетрансляций и традиционных брифингов, что всегда было стержнем политической жизни — это связано с правилами безопасности. И значительная часть оппозиционных фигур отказалась от дискуссий на пленарных заседаниях — а зачем, если не слышат избиратели? Основное поле для публичной дискуссии сейчас — социальные сети.

Нет традиционных политических ток-шоу — они всегда были очень конфликтными. Во-первых, они не соответствуют атмосфере войны, а во-вторых, война отменила дискуссию «за и против». Вообще, произошло настоящее чудо — невиданная консолидация украинского общества и политики в том числе, какой не было за всю историю независимой Украины. Скажу больше, вообще за историю украинской нации. У нас всегда была проблема внутренних раздоров, что в итоге приводило к утрате государственности. Это было и в XVII веке, и 100 лет назад во время первой национальной революции.

А сейчас, наоборот, абсолютное большинство украинцев консолидировалось и оппозиция воздерживается от прямой критики президента Зеленского. Хотя могут критиковать отдельные фигуры, например, главу офиса президента. Да и недавний инцидент с Арестовичем тому пример. Оппозиционные СМИ функционируют, но в субинформационном режиме. Оппозиция чувствует свою ответственность, поэтому воздерживается от того, чтобы развивать внутренние конфликты.

Владимир Фесенко

YouTube-канал Апостроф TV

— Политиков с пророссийской повесткой больше не существует?

— Да, это главное изменение — исчезновение пророссийского лагеря. Физически значительная часть его представителей остается в политике, в том числе и депутаты парламента. Но после начала войны пророссийские политические силы были запрещены решением СБУ. Главная из них — «Оппозиционная платформа — За жизнь», которую возглавлял Виктор Медведчук, ныне находящийся в России и лишенный украинского гражданства. Другой лидер этой партии Юрий Бойко остается членом парламента. Он осудил войну, как и значительная часть депутатов парламентской фракции этой партии. Но поскольку партия запрещена, ее депутаты раскололись на две группы и пока действуют в режиме лояльности властям и неопределенных перспектив на будущее.

Непонятно, смогут ли вернуться в парламент уже после выборов, которые пройдут осенью. Шансов на это не так много, потому что пророссийскость стала токсичной для большей части украинцев. По данным соцопросов, более 90% украинцев крайне критично относятся к России. Публично говорят о том, что они сохраняют симпатии к России, не более 2–3% жителей страны. Раньше таких людей было гораздо больше. Они были в меньшинстве, но в принципе за ту же «ОПЗЖ» голосовало более 10%.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.