Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Игла в яйце хранится. Владислав Иноземцев о том, как санкции против МТС ударят по путинскому режиму


Формально МТС — крупнейший из российских сотовых операторов, частная компания, предоставляющая стандартные услуги связи на вполне рыночных условиях. Однако даже на первый взгляд ее отличают от конкурентов две особенности — наличие подконтрольного ей банка (МТС-банк был создан как Московский банк реконструкции и развития в 1993 году, выкуплен АФК «Система» в 1994-м и затем в несколько приемов передан ПАО «МТС» [в 2019 году доля нового основного акционера достигла 95%]) и полученный в довольно мутных обстоятельствах полный контроль над ОАО МГТС — крупнейшим в России оператором фиксированной телефонии, действующем в Москве и задействованном в осуществлении функций правительственной связи.

Именно последнее обстоятельство, скорее всего, обусловило создание в рамках и на мощностях МТС основного центра контроля за информационными потоками, который еще задолго до «закона Яровой» стал заниматься слежкой за контактами в мобильных сетях и интернете с использованием СОРМ (Системы оперативно-розыскных мероприятий). Удивительная связь МТС и этой ФСБ-шной системы подчёркивается и тем, что некто В.Садовников, именуемый в интернете «сотрудником ФСБ, руководившим комиссией по СОРМ» (что предполагает наличие у него генеральского звания), сегодня трудится в ПАО «МТС» вице-президентом по корпоративной безопасности и режиму (злые языки утверждают, что при этом он курирует всю систему отмывания денег через МТС-банк, но это сейчас не наша тема).

Интереснее то, что с началом войны в Украине банк МТС, в котором и до того хранили деньги далеко не самые простые клиенты, сконцентрировался на организации параллельной банковской структуры за рубежом – и в условиях, когда, например, «Сбер» стремительно избавлялся от своих «дочек» в Турции и Швейцарии, странах бывшей Югославии и даже в Казахстане, открыл свой банк в ОАЭ, куда релоцировались в последнее время многие состоятельные россияне и где давно сформировался центр деловых интересов криминальных политиков республик Северного Кавказа. В начале февраля западная пресса сообщила, что новый банк получил лицензию ЦБ ОАЭ (хотя сама её выдача относится, вероятнее всего, ещё к концу 2022 года), что в последнее время случается нечасто.

Сразу же после открытия в новое кредитное учреждение начали стремительно перемещаться вклады многих вип-клиентов таких отлучённых от международного бизнеса монстров, как «Сбер» и ВТБ. Причина проста: перевод денег за рубеж происходил в рамках одного банка, что мог до последнего времени обеспечить только Raiffeisen, но он всегда представлялся гораздо менее «своим» и бизнес с ним был намного более сложным.


И вот 24 февраля Министерство финансов США своим распоряжением, развивающим Executive Order No 14024 от 15 апреля 2021 года, нанесло жесточайший удар по всему этому гадюшнику. Во-первых, в санкционный список попали и московский МТС-банк, и его эмиратская «дочка». Во-вторых (что не было отмечено никем из российских аналитиков), в отличие от всех остальных банков, подведенных под санкции в рамках того же распоряжения, МТС-банку не был предоставлен льготный период до 25 мая, в течение которого все прочие могли завершить свои зарубежные операции, то есть банк был отключен от SWIFT в течение нескольких часов, а его корсчета и зарубежные активы немедленно арестованы. Американцы специально не стали акцентировать внимание на этом моменте, но для его понимания достаточно обратиться к этому документу (в России происшедшее вскользь отметили только в «Ведомостях»).