Месторождение денег

А вот статистика по онкозаболеваниям в Полевском, наоборот, растет. По словам экс-главы городского экологического комитета Валентины Бородиной, этому способствует не только серная кислота, но и фенолы в отвалах старых шахт, куда сливают отходы. Ядовитая смесь размывает почву и попадает в водоемы, откуда населенные пункты забирают питьевую воду. Под угрозой находится в том числе река Чусовая — одна из крупнейших уральских рек, резервный питьевой водоем для Екатеринбурга.
Сам же Игорь Алтушкин мал-помалу обустраивается в Лондоне, где в его собственности, по данным Forbes, имеется пятиэтажный особняк в элитном районе Holland Park. Ранее в этом особняке жили певица Мадонна и режиссер Гай Ричи. Они продали этот дом после развода. В особняке есть кинотеатр, бассейн со спа-зоной, лифт, тренажерный зал и студия для танцев. По самым скромным подсчетам, стоимость дома составляет 15 миллионов фунтов стерлингов ($18 миллионов).
А на жену олигарха Татьяну Алтушкину записана пятикомнатная квартира через несколько домов по этой же улице. Ее стоимость оценивается в 1,5-2 миллиона фунтов.
Искандер Махмудов, Уральская горно-металлургическая компания (УГМК)

Активы в Свердловской области: 12 предприятий
Состояние: $3,6 млрд
В 2011 году на севере Свердловской области началась разработка Ново-Шемурского месторождения медно-колчеданных руд. Добычей сырья занялась Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), которую на тот момент официально контролировал олигарх Искандер Махмудов [прим.: Де-юре продал свою долю после начала боевых действий в Украине]. То, что один из главных промышленных гигантов при разработке карьера сэкономил на строительстве очистных сооружений, стало известно только через шесть лет, когда вода в местных реках окрасилась в зеленый цвет. Такая же зеленая вода потекла из кранов в квартирах 14-тысячного Ивделя и 40-тысячного Североуральска.
Сегодня по берегам семи рек, в которые попадают вредные стоки с карьера, стоит мертвый лес. Обитающие в нем дикие животные умирают прямо на водопое. Рыба погибла уже давно, и перспективы для ее возвращения оцениваются как призрачные: пятно загрязнения, наоборот, продолжает разрастаться. Вместо чистой воды североуральские реки несут теперь зеленую пену. Дно покрылось густой белой слизью. В прибрежных населенных пунктах резко выросло количество людей, болеющих раком. Под удар попадают прежде всего пищеварительные органы: кишечник и печень.
В 2018 году независимая экспертиза воды, на которую жители Ивделя собрали 110 тысяч рублей, показала чудовищные цифры:
нормы по содержанию железа в реке превышены в 1 460 раз, марганца — в 5 100, цинка — в 7 900, алюминия — в 12 500.
Но больше всего в реке оказалось меди: норма была превышена в 166 000 раз. К 2020 году содержание вредных веществ в воде снизилось, но все равно осталось запредельным. Так, содержание меди превышало нормы в 22 000 раз, цинка — в 3 100 раз, алюминия — в 402 раза.
По версии сотрудников УГМК, экологическая катастрофа произошла из-за ошибки в проекте: на месторождении установили недостаточно мощные очистные сооружения. Сейчас компания заявляет, что реконструирует их.

Однако проблемы из-за загрязнения водоемов возникают вовсе не у промышленников, а у тех, кто пытается привлечь внимание к зеленым рекам. В 2018 году мэр Североуральска Василий Матюшенко публично раскритиковал экологических активистов. «Травлю конкретно «Святогора» [cтруктура УГМК, разрабатывающая карьер] можно сравнить с деятельностью американцев, пытающихся задушить нас санкциями, — заявил мэр. — Кто считает, что имеет право травить крупных инвесторов, — тот Обама».
Испытывал ли крупный инвестор Искандер Махмудов какие-либо неудобства из-за «травли» со стороны жителей Свердловской области — неизвестно. Но, может, именно от стресса он активно скупал недвижимость во Франции.
По данным признанного «иноагентом» «Радио Свобода», один из домов Махмудова находится в Сен-Тропе. Здание является памятником истории. Еще один дом олигарха нашли в легендарном охотничьем поместье Ле Пен («Сосны»), имеющем статус культурного наследия Франции. На Лазурном берегу также обнаружена вилла, которой владеет сын олигарха.
В 2018 году имя Искандера Махмудова засветилось в крупном скандале. Французские журналисты обвиняли крупного уральского инвестора в том, что он передал 294 тысячи евро главному телохранителю президента Эмманюэля Макрона. Это была якобы плата за защиту членов семьи и недвижимости олигарха во Франции.
К слову, в этой же стране обосновались еще два совладельца УГМК — Андрей Козицын и Андрей Бокарев. Первому принадлежит замок 1868 года постройки в Каннах. Козицын купил его за €55 млн евро в 2019 году, когда занимал должность генерального директора УГМК. В Каннах у него также имеется комплекс из пяти квартир, который входит в число самых дорогих пентхаусов Франции.
Про французскую недвижимость Андрея Бокарева известно чуть меньше. В 2016 году «Радио Свобода» сообщало про два «огромных» дома, которыми якобы владеет бизнесмен. Но подробностей издание не раскрывало. В апреле 2022 года власти Франции подтвердили, что Андрей Бокарев действительно владеет активами на территории страны и что они заморожены в связи с санкциями.
Сергей Шмотьев, «Форэс»

Активы в Свердловской области: производство пропантов для нефтегазовых компаний в г. Сухой Лог и асбестовый карьер в г. Асбест
Состояние: нет информации
Город Сухой Лог, что в 80 километрах от Екатеринбурга, иногда называют Мертвым Логом. Вывеска с таким названием даже появлялась на въезде в него в 2020 году.
По словам жителей, в роли главных убийц здешних экосистем выступают заводы холдинга «Форэс», который принадлежит олигарху Сергею Шмотьеву. Там дробят и обжигают асбестовый щебень. Пыль от него толстым слоем лежит на крышах домов и автомобилях. Напротив проходной одного из заводов гниют руины нескольких СНТ: дачники не смогли ужиться с желтой пылью, которая выпадает на грядки.
«Как попугаи все ходили, вся одежда в желтом таком песке мелком, — рассказывал в 2018 году житель одного из дачных поселков Сергей Рябцев. — Что с огородами было, я уж молчу. Лет за семь-восемь люди бросили дома и участки. Если в этом году хозяева не подтвердят права на землю, она отойдет государству. А потом, я слышал, войдет в санитарную зону вокруг «Форэса».
Из-за пыльных бурь жители Сухого Лога не могут открыть форточки и даже просто прогуляться по улице. Желтый налет оседает на окнах и одежде, проникает в квартиры.
В марте 2020 года, накануне 8 Марта, женщины из Сухого Лога записали видеообращение к Владимиру Путину. В качестве подарка они попросили у него чистый воздух.
«Нам нечем дышать! — заявили женщины. — Мы хотим жить и растить детей в нашем родном городе. Сегодня это просто невозможно».
Многие уезжают из Сухого Лога навсегда, поскольку считают его непригодным для жизни. В подтверждение этих слов растет статистика по онкологическим заболеваниям, ведь асбест является таким же мощным канцерогеном, как мышьяк или радий.
Еще хуже ситуация в соседнем городе Асбесте, где организации «Форэса» разрабатывают карьер. Добываемый ими минерал является токсичным и запрещен в 63 странах мира. Показатель по онкозаболеваемости в городе: 611,8 заболевших на 100 тысяч человек. Это на 43 процента выше, чем в среднем по Свердловской области.
По словам активистов, периодически Сухой Лог накрывают пылевые бури, причина появления которых — в плохо работающих производственных фильтрах. Из-за этого во время обжига асбеста его остаточные волокна просто вылетают из печей в атмосферу и накрывают населенные пункты ядовитым облаком.
Сам владелец «Форэса» Сергей Шмотьев, впрочем, обосновался на экологически благополучном побережье Тихого океана в Новой Зеландии. Историю о том, как он покупал роскошный особняк, опубликовали даже на официальном новостном портале этой страны. Потому что сделка на $3 млн стала поворотным моментом для всего рынка недвижимости в небольшом прибрежном городе Пиктон, где живет всего 4 730 человек.
По информации журналистов, дом своей мечты Сергей Шмотьев увидел во время вертолетной прогулки. И сразу сообщил риэлторам о готовности купить его за любую сумму. Сначала собственники заявляли, что строили дом для себя и он не продается. Однако в итоге не смогли отказаться от фантастического предложения российского олигарха. Теперь это — самая дорогая недвижимость, когда-либо продававшаяся в северной части Новой Зеландии. Кроме того, журналисты нашли у Сергея Шмотьева две яхты. Длина одной из них составляет 31 метр, высота — 7 метров. Согласно международной классификации, такое судно относится к классу элитных. Его стоимость оценивают в 600 миллионов рублей.
Роман Абрамович, Александр Абрамов, Александр Фролов, компания ЕВРАЗ

Активы в Свердловской области: Нижнетагильский металлургический комбинат
В Нижнем Тагиле работает сразу 17 металлургических предприятий. Из-за их выбросов город стабильно входит в пятерку самых грязных в России. Например, в 2022 году Роспотребнадзор фиксировал здесь девятикратное превышение предельно допустимых концентраций бензола и 24-кратное превышение предельно допустимых концентраций бензапирена в воздухе. А ведь эти вещества являются канцерогенными и высокотоксичными. Они вызывают у людей учащенное сердцебиение, сонливость, головокружение, головные боли и тремор.
При этом больше половины всех вредных выбросов приходится на Нижнетагильский металлургический комбинат, который принадлежит холдингу ЕВРАЗ. В 2022 году специалисты Роспотребнадзора зафиксировали рядом с этим предприятием наибольшее количество вредных веществ: они превышали норму сразу по 17 показателям.
Иногда массовые жалобы горожан на недомогание и першение в горле оборачиваются для Нижнетагильского металлургического комбината штрафами за несоблюдение экологических требований. Сообщения о таких наказаниях появляются в местных СМИ регулярно. При этом размер штрафов — от 20 до 100 тысяч рублей — может вызывать лишь недоумение. Ведь для предприятия с чистой прибылью 65 миллиардов рублей в год это капля в море.
Ну а один из основных владельцев ЕВРАЗа Роман Абрамович — тоже живет на море. Средиземном. В Израиле, где в 2020 году приобрел виллу за $65 млн — самую дорогую в стране. На территории в девять тысяч квадратных метров имеются два дома, теннисный корт и бассейн с гидравлическим дном, которое может подниматься и превращаться в площадку для мероприятий.
Коллекционировать недвижимость за рубежом Абрамович начал еще в 1999 году, купив загородное поместье под Лондоном за $19 миллионов. Он купил его у короля Иордании, а в 2007 году подарил своей бывшей жене Ирине Маландиной.
За 24 года олигарх успел приобрести виллы во Франции, США и других странах. В 2021 году общая стоимость его объектов в одной только Великобритании оценивалась в $270 миллионов.
Кроме того, Роман Абрамович любит яхты — их у него сразу шесть. В том числе 160-метровая мегаяхта за $427 миллионов и 140-метровая за $475 миллионов.
Кстати, в последний раз Абрамович приезжал в Нижний Тагил 15 лет назад.

Совладельцы ЕВРАЗа Александр Абрамов и Александр Фролов также не брезгуют западными ценностями. По подсчетам Forbes, они инвестировали в зарубежные активы почти миллиард долларов. Например — в проект роскошного курорта на необитаемом острове в Карибском море, стоимость которого оценивается в $400 миллионов.
Примерно в такую же сумму оценивается строительство самого дорогого жилого комплекса в Чехии на 220 вилл, каждая из которых строится по уникальному проекту.
Кроме того, связанная с Александром Абрамовым компания стала инвестором в строительстве самого дорогого поместья на побережье Новой Зеландии, стоимость которого составила $50 миллионов. На 200 гектарах земли разместились обширные пастбища, причалы для яхт и роскошные виллы. В том числе четыре виллы в колониальном стиле были построены по проекту известного новозеландского архитектора Грега Джонса специально для Александра Абрамова и его близких. Общая площадь четырех строений составляет 10 тысяч квадратных метров. По словам очевидцев, внутри находится обширная коллекция произведений искусства.
Кстати, сами новозеландцы не очень радуются соседству с российским олигархом, потому что и там он расходует слишком много природных ресурсов. Так, в 2017 году газета The New Zeland Herald сообщала, что только для полива его газонов тратится 60 тысяч литров пресной воды в день. Ее берут из ручья, которым пользуются местные жители. Они сравнили с «пощечиной» действия членов регионального совета, разрешивших олигарху потреблять воду в таких объемах. Люди считают, что это может нанести непоправимый вред экосистемам.