«Под динамическим наблюдением здравпункта». Осужденный по делу «Хизб ут-Тахрир» умер в СИЗО
Что произошло
10 февраля в СИЗО города Новочеркасска скончался 60-летний фигурант второго симферопольского дела «Хизб ут-Тахрир» Джемиль Гафаров. У него была вторая группа инвалидности, в ноябре он перенес сердечный приступ. По предварительным данным, смерть наступила в результате инфаркта.
Гафарова вместе с другими фигурантами дела задержали в марте 2019 года после массовых обысков. С тех пор он находился под стражей по обвинению в участии в деятельности экстремистской организации (ч. 2 ст. 205.5 УК) и в приготовлении к захвату власти (ст. 278 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК). В январе 2023 года крымчанина приговорили к 13 годам лишения свободы: двум годам тюрьмы и 11 — колонии строгого режима. Апелляция по делу пройти не успела.
«Возможно, Всевышний все разрешил так, чтобы избавить его от дальнейших мук и страданий по сфабрикованному делу, не оставив системе никакой возможности осудить его. Приговор не вступил и не вступит теперь никогда в законную силу», — прокомментировал случившееся адвокат Гафарова Рифат Яхин у себя на странице в фейсбуке.
Еще до заключения Гафарову поставили III группу инвалидности из-за хронической почечной недостаточности и связанной с этим болезней сердца. Однако в феврале 2020 года после освидетельствования в симферопольском бюро медико-социальной экспертизы ему оформили более тяжелую II группу.
«Мы постоянно держали руку на пульсе и постоянно требовали от следственного изолятора адекватного медицинского обследования. <…> А от суда мы требовали, чтобы ему изменили меру пресечения», — говорит другой адвокат Гафарова Эмиль Курбединов.
Движение «Крымская солидарность» со ссылкой на адвокатов передавало, что в январе заключенному становилось хуже с каждым днем: постоянно жгло в области сердца, болела голова, было тяжело дышать, и он не мог больше вставать сам. Адвокату Эдему Семедляеву фельдшер в СИЗО заявил, что заключенный симулирует свое состояние.
В день смерти Джемиля Гафарова Семедляев получил отказ на просьбу вывезти арестанта на обследование. В письме от начальника СИЗО говорилось, что тот находится «под динамическим наблюдением здравпункта». При этом защита оформила договор с медицинским учреждением и оплатила комплексное обследование Гафарова. Семедляеву также предложили «обжаловать данный ответ в судебном порядке».
Второе симферопольское дело «Хизб ут-Тахрир»
В марте 2019 года силовики пришли с обысками по нескольким десяткам адресов в Симферополе и других районах Крыма. Тогда в Крыму и Ростовской области задержали более 20 крымских татар. Еще троих объявили в розыск.
«К нам в дом ворвались люди в масках и забрали нашего отца, все наши мечты и веру в будущее. Наш отец Гафаров Джемиль — очень честный, справедливый и добрый человек, и его пытаются обвинить в терроризме», — писала дочь заключенного Сефае Гафарова на своей странице в фейсбуке год спустя.
Фигурантам дела вменили статьи об организации деятельности террористической организации или участии в ней (чч. 1 и 2 ст. 205.5 УК) и о приготовлении к захвату власти (ст. 278 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК). В основе обвинения легли показания «секретного свидетеля» и выводы религиоведческой экспертизы. В материалах есть аудиозаписи с дискуссиями подсудимых на религиозные и политические темы — это якобы и доказывает совершение преступления террористического характера. У осужденных не было найдено оружия, взрывчатки или боеприпасов.
11 января Южный окружной военный суд Ростова-на-Дону огласил приговор — пятерых фигурантов дела, в том числе и Джемиля Гафарова, приговорили к 13 годам тюрьмы и колонии строгого режима. Всем им также назначили от одного до полутора лет ограничения свободы после отбытия основного наказания.
Еще один приговоренный, 62-летний Сервет Газиев, в 2021 году перенес микроинсульт. Тогда его ненадолго поместили в тюремную больницу, но вскоре вернули в СИЗО. «По информации родственников, у него сильно нарушена дикция, искривлена часть лица, проблемы с давлением, подагра ног. Кроме того, боли в руках, ногах и спине. Мужчина сильно похудел, страдает хронической гипертонией и головными болями», — писала «Крымская солидарность».