Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Врач рассказал, как принимали решение о переводе Алексея Навального* на лечение в Берлин

В этом году он стал инициатором письма с требованием оказать медпомощь политику в колонии

Московский анестезиолог-реаниматолог Александр Полупан в интервью «Медузе»‎** рассказал, как принималось решение об отправке Алексея Навального* в Берлин. В августе 2020 года он участвовал в консилиуме. В 2023 году он был одним из инициаторов письма медиков с требованием оказать оппозиционеру медпомощь в колонии.

С Леонидом Волковым*** Полупана свел друг: у реаниматолога были контакты клиник в Германии, которые могли бы с российской визой забрать пациента буквально от дверей российской больницы. Но Минздрав сначала запретил вылет Полупана или его врача из клиники: якобы у них уже есть свой реаниматолог. Договориться о том, чтобы его включили в консилиум, удалось через соратников Навального*.

Токсиколога в консилиум Минздрав включать категорически отказался: в бригаде уже был главный токсиколог Омской области. Полупан был в больнице у Навального около пяти утра.

«И тут произошла странная история: мы хотели переодеться в свою медицинскую форму, которую привезли с собой, но нам было настоятельно рекомендовано воспользоваться одноразовыми халатами — якобы это было противоковидной мерой. Также возле постели пациента стояла специально выделенная женщина, которая следила, чтобы [все] надевали перчатки и тут же их снимали, отходя от кровати [Навального]. В тот момент я не сильно придал этому значения»‎, — рассказал он.

Полупан говорит, что клиническая картина была похожа на отравление ФОС — фосфорорганическими соединениями, к которым относится группа боевых веществ «Новичок».

В тот момент политик был в коме, у него постоянно подергивались мышцы. Полупан говорит, что его можно и нужно было транспортировать, но больница вместе московскими врачами решила провести МРТ.

Версии того, что произошло, выдвигали разные. Кто-то говорит, что Навальный* для похудения принимал диабетические препараты, кто-то предполагал укус клеща. Врач предложил поставить диагноз «кома неясного генеза» и начать готовить пациента к транспортировке‎.

«Примерно в то же время мне позвонило мое руководство и сказало, что на верхнем уровне принято решение о недопустимости транспортировки пациента — и чтобы я не смел его никуда везти. На мои возражения, что я его никуда и не собираюсь везти и его повезут немцы, а меня всего лишь просили оценить транспортабельность, мне было сказано: я должен сообщить родственникам, что он [Навальный] не транспортабелен — и что абсолютно все [участники консилиума] скажут то же самое. И что если я скажу что-то иное, то последствия будут самые серьезные. Что именно имелось в виду, не уточнялось»‎, — говорит врач.

Полупан говорит, что раз он представлял интересы пациента и условия в Омске были не самыми лучшими, он однозначно был за транспортировку. На общении с родственниками и друзьями, на котором присутствовали все врачи, были в том числе какие-то непонятные люди в штатском.

Стороны настаивали, что транспортировка возможна только после исключения отравления. После этого было принято решение пригласить на осмотр немецких врачей. Они якобы должны были сами сказать, что Навальный* не транспортабелен. Для этого политику даже закапали в глаза атропин, чтобы у него расширились зрачки и это имитировало бы опасный для транспортировки симптом.

Похожие симптомы Полупан вспомнил у другого своего пациента, Дмитрия Быкова*** в 2019 году

«Когда мы эвакуировали Быкова из Уфы, были точно такие же проблемы с Минздравом, пытавшимся запретить нам транспортировку»‎, — добавил врач.

*Алексея Навального российские власти считают «иноагентом»‎, «террористом»‎ и «экстремистом»‎.

**«Медузу»‎ российские власти признали «иноагентом»‎ и «нежелательной»‎ организацией.

***Леонида Волкова и Дмитрия Быкова — «иноагентами»‎.