Дата
Автор
Дата
Сохранённая копия
Original Material

Как друг Путина пытался улететь от санкций


Друг российского президента Геннадий Тимченко, ставший мультимиллиардером за время правления Владимира Путина, был не только основным трейдером российской нефти и королем госзаказов. Он, как один из самых приближенных, отвечал за воздушный извоз. Самолеты деловой авиации, которыми оперировала компания Тимченко, перевозили младшую дочь Путина, Катерину Тихонову, руководство российских госкомпаний, а иногда — любимого президентского лабрадора. В московском аэропорту Шереметьево и петербургском Пулково их провожали и встречали в принадлежавших тому же Тимченко комфортабельных ВИП-терминалах повышенной приватности и безопасности, со специальной техникой, ангарами и вертолетами — чтобы ВИП-пассажиры не тратили много времени на дорогу от и до аэропорта.

Но в 2014 году Тимченко, а следом и его компании, которые все это обслуживали, подпали под американские санкции. Так что в вынужденном простое оказался даже американский самолет Gulfstream G650 стоимостью более 60 миллионов долларов, который Тимченко купил годом раньше, чтобы порадовать российского президента и его семью, — производитель прекратил техническую поддержку самолета.

Тогда Тимченко объявил, что продал авиационный и аэропортовый бизнесы — и финского оператора бизнес-авиации Airfix Aviation, и доли в бизнес-терминалах Шереметьево и Пулково. Но мог ли друг Путина, которому доверяют самое дорогое, реально отойти от дел? Один из бывших сотрудников Тимченко рассказал, что после официальных сообщений о продаже Тимченко никуда не ушел, а руководителей заверили, что все остается как прежде. «Важные истории» убедились, что после санкций, вплоть до 2022 года, связанные с Тимченко бизнес-джеты продолжили летать в Европу. Просто этим занимались свободные от санкций компании, связанные с тем же Тимченко и его управляющими.

Самолеты недалеко улетели

«Важным историям» удалось найти пример, как самолет перешел от Airfix к свободным от санкций компаниям, связанным с Тимченко, и продолжил летать в Европу. Это можно увидеть в материалах арбитражного суда Псковской области. Речь о небольшом бизнес-джете Hawker Beechcraft 390 Premier 1 — юрком реактивном самолете со светлым салоном всего на шесть пассажиров, который развивает скорость более 800 километров в час.

Hawker Beechcraft RA-02787 в аэропорту Хельсинки в июне 2017 годаФото: Flickr (CC BY-SA 2.0)Салон Hawker Beechcraft RA-02787Фото: aviapages.com

По данным Flightradar (ресурса, позволяющего отслеживать самолеты), этот Hawker раньше эксплуатировался Airfix (старый регистрационный номер — OH-ZET). А владельцем самолета, по материалам суда, была офшорная компания Hemans Enterprises с Британских Виргинских островов.

В марте 2016 года этот офшор заключил договор с петербургской компанией «Хелитранс»: та арендовала самолет и пригнала его в Россию. А в том же месяце «Хелитранс» передала бизнес-джет в эксплуатацию компании «Авиатис», которая оформила самолет в реестре РФ (регистрационный номер RA-02787) и за три месяца совершила на нем 61 рейс, летая по России и за рубеж. Самолет замечали в аэропортах Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и Таллина в 2016 году. Бизнес-джет не менял фирменной раскраски Airfix, но на борту появилась также эмблема авиакомпании «Авиатис» (Aviatis).

Поддержите «Важные истории» Мы будем и дальше изучать скрытые активы друзей российского президентаПоддержать

Псковская таможня была недовольна, что временно ввезенный в Россию самолет оказался в эксплуатации не у тех, кто его ввозил, но проиграла арбитражные суды, поскольку формальным владельцем бизнес-джета оставался офшор, а использовать и обслуживать его по договорам, как решил суд, может любая компания с нужными правами эксплуатанта.

К тому же пригнавшая самолет в Россию «Хелитранс» и эксплуатировавшая его «Авиатис» не были «любыми»: обе связаны с Тимченко и его менеджерами.

Патриотичный «Авиатис»

«В работе с ВИП-клиентами нет мелочей, особенно если речь идет о дальнем перелете на бизнес-джете. Необходимо предусмотреть абсолютно все, вплоть до марки косметики, которую предпочитает пассажир. Для кого-то нужно приготовить, например, любимые тапочки, а при дальних перелетах — удобные подушки и постельные принадлежности любимой марки», — сообщала авиакомпания «Авиатис» в отраслевой прессе в 2018 году.

Особенностью «Авиатис» было то, что она регистрировала свой флот в России — нетипично для российских перевозчиков, зато подальше от санкций. «Авиатис» была создана в 2014 году, ее единственным владельцем и гендиректором стал Дмитрий Смуров — в то время руководитель «А-Групп», которая принадлежала Тимченко. А в 2018 году «Авиатис» возглавлял Юрий Евдокимов, бывший директор российской «Эйрфикс авиэйшн».

По наследству от Airfix компании «Авиатис» достался не только Hawker, но и, к примеру, бизнес-джет Dassault Falcon 7X, который получил российский номер регистрации (RA-09005). Airfix эксплуатировала его с 2010 по 2015 год (тогда он имел регистрационный номер OH-FFF). После того как самолет оказался у «Авиатис», в период с 2018 по 2021 год он летал в Женеву, Хельсинки и Париж. Видели его также в аэропортах Петербурга и Москвы. Некоторые другие самолеты «Авиатис» спокойно летали не только в Европу, но и в аннексированный Россией Крым. Например, компания оперировала бизнес-джетом Bombardier Challenger 300 (RA-67250), который с 2018 по 2022 год побывал не только в Симферополе, но и на Ибице, в Женеве, а также в Австрии и на Мальте.

Bombardier Challenger 300 RA-67250 в ШереметьевоФото: Telsek / Shutterstock.comСалон Bombardier Chellenger 300Фото: flight-way.com

Православный «Хелитранс»

Петербургская компания «Хелитранс», которая помогла перегнать в Россию самолет от Airfix, тоже связана с Тимченко.

Как «Хелитранс» связана с Геннадием Тимченко

Владельцем «Хелитранс» была Waterfront Holdings Services с Британских Виргинских островов. По данным Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ), среди ее владельцев были связанная с Тимченко Brintamos Group и Mischositos Investment из Панамы. Последняя была технической структурой Sequoia Treuhand Trust лихтенштейнских управляющих Тимченко. Бенефициаром Mischositos в одном случае значился друг детства Путина — Петр Колбин (умер в 2018 году).

«Хелитранс» также передала в эксплуатацию «Авиатис» четыре вертолета премиум-класса: два AgustaWestland и два Eurocopter. На итальянских AgustaWestland обычно летают главы государств и руководители транснациональных корпораций. «Авиатис» стала крупнейшим эксплуатантом этих вертолетов в России, выполняющим на них коммерческие чартерные перевозки.

AgustaWestland RA-01987
Фото: Flickr (CC BY-SA 2.0)

Эксплуатируемые «Авиатис» вертолеты обслуживают статусных людей. Например, в 2018 году AgustaWestland с регистрационным номером RA-01990 доставил в Троице-Сергиеву лавру на День Святой Троицы патриарха Кирилла, а AgustaWestland с номером RA-01987 — губернатора Московской области Андрея Воробьева. Местная пресса по этому поводу шутила, что в Сергиев Посад прилетели два миллиарда (вертолет Agusta стоил, в среднем, миллиард рублей).

Подпишитесь на рассылкуМы будем присылать вам только важные истории

С 2017 по 2019 год у «Авиатис» были госконтракты на воздушные перевозки чиновников правительства Московской области более чем на 100 миллионов рублей.

Неразменные терминалы

В июле 2014 года представители Тимченко заявили, что он продал бизнес-терминалы в московском Шереметьево и петербургском Пулково: со всеми ангарами для бизнес-джетов, противообледенительной техникой, тягачами, вертолетными площадками и ВИП-залами. Спустя год деловая пресса удивлялась тому, что терминалы были проданы, а их совет директоров остался, как при Тимченко. Но ничего странного в этом нет.

ВИП-зал «А-Групп» в ШереметьевоФото: «А-Групп»ВИП-зал «А-Групп» в ПулковоФото: «А-Групп»

После того как Тимченко оказался под американскими санкциями, в Москве была зарегистрирована компания «Аста», бенефициары которой не раскрываются. Она стала собственником «А-Групп», которая владеет этими бизнес-терминалами. К 2021 году активы «Асты» превысили 18 миллиардов рублей. А штат ее работников в 2020 году состоял всего из одного человека (если верить пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности). Этот человек — единственный учредитель компании, ее гендиректор Сергей Капасов. В прошлом он был топ-менеджером «Стройтрансгаза» Тимченко. А затем стал указывать для связи свою электронную почту (s.kapasov@rusproinvest.ru) в группе «Русские проекты и инвестиции» (РПИ). Люди из этой группы управляли некоторыми активами Тимченко.

Геннадий Тимченко и РПИ

Люди, связанные с РПИ, руководили российскими компаниями, которые держали доли Тимченко в нескольких активах. Например, владельцем РПИ в 2015 году была компания Александра Муравицкого «Дабл-Ю Эс Кэпитал». Муравицкий был гендиректором фирмы «Кордекс», через которую Тимченко владел 12,5% российского страхового гиганта «Согаз», пока не передал долю своей дочери, Ксении Франк.

Землю под домом Тимченко на Воробьевых горах в Москве держала офшорная компания Jardin Developments. Телефон московского филиала Jardin был тот же, что у РПИ.

В прошлом связанные с РПИ люди помогали государству надежнее прибрать к рукам нефтяную компанию «Юкос», отобранную в 2000-х годах у опального олигарха Михаила Ходорковского. В 2007 году «Коммерсантъ» пытался понять, кто стоит за мистической фирмой «Прана», которая появилась ниоткуда и купила центральный офис «Юкоса» почти за четыре миллиарда долларов. Тогда журналисты отследили связь «Праны» с «Цитадель эссет менеджмент», которая входила в РПИ. В 2009 году РПИ принадлежала к группе лиц Газпромбанка, который возглавляет давний друг Тимченко, Андрей Акимов.

«А-Групп» взаимодействует с «Авиатисом» и «Хелитрансом». В 2018–2019 годах владелец группы, «Аста», перечислил связанной с Тимченко «Хелитранс» в виде займов почти три миллиарда рублей. Видео на сайте «А-Групп» свидетельствует, что самолеты «Авиатис» причаливают к ВИП-терминалам группы.

Бизнес или сервис?

«Авиатис» сообщала, что в ее флот входит 15 воздушных судов. «Важные истории» нашли у нее пять бизнес-джетов и два вертолета премиум-класса, а у «Хелитранса» — четыре вертолета. Выручка «Авиатис» в 2021 году — 1,3 миллиарда рублей, «Хелитранса» — 0,35 миллиарда. В общем, в масштабах путинских друзей это непонятно с чего сдача.

Когда-то Тимченко со своими менеджерами планировал создать игрока номер один на рынке деловой авиации («А-Групп»). Война и санкции перечеркнули эти планы. Получился не бизнес, а скорее сервис для узкого круга доверенных людей.