Дата
Автор
Дата-отдел
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Весна» как повод. В Москве половина дел о «дискредитации» армии основана на осмотре одного инстаграма

Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона

В декабре власти признали «экстремистской организацией» движение «Весна», а вчера в Москве суд отправил в СИЗО шестерых активистов, которых силовики называют его участниками. Власть вообще, похоже, считает «Весну» одним из главных организаторов антивоенных протестов — и использует его для преследования не только по уголовным, но и административным делам. Изучая решения судов по протоколам о «дискредитации» армии, «Медиазона» обнаружила, что в Москве половина из них составлена по одному шаблону: в основу положен один и тот же осмотр инстаграма «Весны», проведенный майором Назаровым еще в марте 2022-го. И у тех, кто получил такой шаблонный протокол, шансов избежать штрафа практически нет.

К началу июня 2023 года в российские суды поступило более семи тысяч (7 053) материалов по административным делам о «дискредитации» армии (статья 20.3.3 КоАП). Только за первые десять месяцев войны суды выписали штрафов более чем на 150 млн рублей.

После первых же судов стало очевидно, что силовики и суды считают «дискредитацией» любое действие или высказывание, которое хоть как-то можно связать с антивоенной позицией или поддержкой Украины. Все решения судов по таким делам похожи друг на друга, так как основаны на однотипных документах из полиции. Как правило, сотрудники МВД описывают в протоколе действия человека и называют их «дискредитацией» армии, а судья просто с ними соглашается.

В отличие от других видов преследования за слова, в делах о «дискредитации» суд не ориентируется даже на формальную экспертизу постов или высказываний. Изученные «Медиазоной» тексты решений показывают, что привлечение экспертов по статье 20.3.3 КоАП — это крайне редкое исключение из правил.

В том или ином контексте экспертиза упоминалась только в 7% изученных дел (это 350 постановлений из 5 312 опубликованных). И только в полусотне постановлений (62 документа — чуть больше 1%) сказано, что суд все же опирался на мнение эксперта.

В постановлениях судьи иногда прямо пишут, что эксперты им не нужны — достаточно протокола от полицейского.

Из решения судьи Кунцевского районного суда Москвы Елены Лебедевой

Необходимости назначения экспертизы либо исследования по данному делу не было, так как не нужны специальные лингвистические, филологические познания для того, чтобы сделать вывод о том, что указанная информация является дискредитирующей.

Даже если обвиняемый сам приносит в суд экспертизу с выводом, что «дискредитации» не было, это не мешает судье выписать штраф. Например, в апреле 2023 года судья Октябрьского суда Белгорода Вероника Зенченко посчитала такое заключение эксперта недопустимым доказательством и добавила: «Смысловое содержание текста листовки <…> не требует специальных экспертных познаний для определения его смысла».

В итоге судьи опираются только на те документы, которые полицейские прикладывают к протоколу, и в среднем по России в 83% случаев поддерживают обвинение. Две трети из оставшихся дел возвращают в полицию для устранения недостатков, а остальные прекращают или перенаправляют по подсудности.

Несмотря на то, что никаких формальных доказательств «дискредитации» судам и полиции не требуется, в сотнях московских судебных решений упоминается один и тот же довольно странный дополнительный довод: сходство с лозунгами, когда-то опубликованными в инстаграме движения «Весна».

Полицейские сверяют лозунги на плакатах с «информацией в сети Интернет»

Изучая административные дела о «дискредитации» армии, «Медиазона» обнаружила, что в Москве полицейские передали в суды сотни однотипных материалов. В них встречается один и тот же отрывок — в нем говорится, что высказывание, за которое судят человека, похоже на другую «негативную информацию» о российских войсках в интернете.

Первое из подобных решений было вынесено 14 марта 2022 года, всего через десять дней после того, как статья 20.3.3 КоАП вступила в силу. Судья Пресненского суда Москвы Ирина Зубова, повторяя полицейский протокол, составленный из-за антивоенного плаката, описывает суть предъявленного обвинения — и отдельно подчеркивает, что плакат повторяет протестные рекомендации из интернета. Никакой дополнительной ответственности за следование таким указаниям закон не устанавливает, то есть этот факт не должен никак влиять на наказание.

Из решения судьи Пресненского суда Москвы Ирины Зубовой

Демонстрировала средство наглядной агитации в виде листа форма А2 с надписью следующего содержания: «ХУЙ ВОЙНЕ!», <…> [которое] явно выражено негативным отношением к Вооруженным силам РФ и фактически являющимся аналогичным по содержанию с имеющейся в общедоступной информации в сети Интернет, а также социальных сетях, транслирующих негативное отношение к проводимой военной операции ВС РФ, в частности содержащие призывы и лозунги, тем самым осуществляла публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов РФ.

В рапорте по этому делу полицейские тоже написали, что, задерживая женщину за плакат на балконе, они «принимали во внимание общедоступную информацию в сети Интернет». В интернете, отмечается в рапорте, были размещены другие лозунги, в том числе «Нет войне» и «КГБшника в отставку». Какое эти лозунги имеют отношение к задержанной, из решения судьи неясно.

Те же самые формулировки о действии, «фактически аналогичном» тому, что сказано в интернете, содержатся в 419 решениях московских судов по 20.3.3 КоАП, то есть в половине (57%) от всех опубликованных постановлений.

В сотнях решений московские суды ссылаются на один и тот же осмотр инстаграма движения «Весна»

Из странного решения судьи Зубовой, вынесенного в самом начале применения новой статьи, неясно, с каким источником в интернете сверялись полицейские и какие антивоенные лозунги они посчитали образцово преступными. Это проясняется, если посмотреть на более поздние решения.

Из решения судьи Басманного суда Кристины Старовойтовой (май 2022 года)

О направленности действий <…> на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе специальной военной операции свидетельствуют и то, что время, место и способ совершения публичного действия соответствуют предложенным вариантам акций сообществом Движение «Весна» на Интернет-ресурсе «Instagram».

Описание одного и того же документа — акта осмотра инстаграма движения «Весна» от 11 марта 2022 года — присутствует в 298 решениях московских судов.

Наиболее детально этот материал описан в майском решении той же судьи Зубовой из Пресненского райсуда. Там сказано, что 11 марта майор Назаров (начальник 2-го отделения Отдела по охране общественного порядка УВД по ЦАО) «с участием представителей общественности» зашел на компьютере в инстаграм «Весны» и увидел там макеты антивоенных плакатов, инструкцию, «как правильно подготовиться к акции протеста», и изображения зеленых ленточек.

Майор Назаров посчитал все это «дискредитацией» российской армии. С тех пор его коллеги начали массово представлять в суды однотипные протоколы об обнаружении похожих случаев «дискредитации» уже на улицах Москвы. Например, именно ссылками на «Весну» обосновывали задержания за зеленые ленточки.

Из решения судьи Никулинского суда Михаила Максимова (август 2022 года)

В левом верхнем углу страницы размещен логотип движения «Весна»… всплывающее окно, как правильно подготовиться к акции протеста, яркие ленточки зеленого цвета, изображения этих ленточек на малых городских архитектурных формах и объектах, объектах транспортной инфраструктуры и др. Данное обстоятельство обосновывает тот факт, что использование ленты зеленого цвета на малых архитектурных формах и объектах, в том числе на ограждающих конструкциях, направлено на дискредитацию использования по распоряжению Верховного Главнокомандующего Вооруженных сил РФ.

Примечательно, что 13 марта 2022 года — через три дня после того, как майор Назаров оформил протокол осмотра инстаграма «Весны», — соцсеть целиком заблокировали в России. Майору пришлось обходить блокировку, и для нового осмотра в мае 2022-го Назаров зашел уже в телеграм-канал «Весны», чтобы описать инструкции для активистов по поводу «Бессмертного полка». Новый документ отличается от старого лишь несколькими словами.

Хотя с того дня, когда майор Назаров заходил в инстаграм «Весны», прошло уже больше года, полиция и суды продолжают оформлять штрафы за действия, которые, по их мнению, похожи на увиденное им в интернете в первые недели войны; последний пример был 31 мая 2023 года.

Координатор московской «Весны» Глеб Кондратьев в разговоре с «Медиазоной» предположил, что упоминания организации в протоколах административных дел нужны для того, чтобы силовики при желании могли связать активистов с «Весной» и преследовать их по уголовным статьям. При этом «Весну» признали экстремистской организацией только в декабре 2022-го (а шаблонные протоколы начали составлять еще в марте).

Активист полагает, что власти еще в начале войны сочли «Весну» «одной из главных антивоенных организаций, которая так или иначе стоит за всеми протестами». «Думаю, что силовикам сложно представить, что низовая инициатива возможна, они видят везде кукловодов и организаторов. И в случае антивоенного протеста этими кукловодами они считают нас», — говорит Кондратьев.

Кроме того, большой интерес у московской полиции вызвал уже удаленный телеграм-канал «Координационное протестное движение», известный также как «Светлячки» (Fireflies Movement). В 105 решениях московских судов, помимо «Весны», указан акт осмотра этого канала, причем содержится определенный набор слов, необходимый для того, чтобы его найти: «при вводе в поисковую строку браузера "Яндекс" слов: Путин, 9 апреля или светлячки».

Подавляющее большинство решений с формулировками об «аналогичных» действиях или со ссылками на эти документы вынесено судьями Тверского (312 постановлений) и Пресненского судов (30) — туда поступают дела о правонарушениях, которые полицейские обнаружили в центре Москвы. Подобных дел было особенно много в первые, самые активные недели после начала войны. Заметный всплеск однотипных протоколов также случился в конце сентября 2022 года после объявления мобилизации.

По таким шаблонным протоколам штрафуют чаще, чем обычно

Дела, в которых встречаются шаблонные фразы о «дискредитации» с лозунгами, опубликованными в интернете, заканчиваются штрафами в 99% случаев (422 из 426 дел).

Это отличается от картины по «обычным» протоколам: из 309 обнаруженных нами дел, где шаблонных фраз не было, было выписано только 250 штрафов (около 81% случаев).

Особенно ярко эта разница видна в Тверском райсуде Москвы, на который приходится половина всех московских дел. На 37 «обычных» протоколов приходится сразу восемь прекращений дел или их возвратов в полицию. При этом среди 312 дел, написанных по шаблону, не было ни единого возврата или прекращения — абсолютно всех задержанных оштрафовали.

Шаблонные протоколы о действиях в интернете — это изобретение московской полиции. За пределами столицы такие формулировки практически не используются.

Из 4 577 доступных текстов решений за пределами Москвы «Медиазона» нашла похожие слова лишь в 14 постановлениях, также оформленных в крупных городах: Астрахани, Владимире, Краснодаре, Новосибирске, Омске, Подольске, Тамбове и Челябинске. Движение «Весна» упоминается лишь в нескольких десятках решений за пределами Москвы.

При этом в регионах «дискредитацию» чаще всего находят именно в интернете: штрафы за посты описаны в 1 937 постановлениях (42%). В Москве протоколы за онлайн-публикации встречаются лишь в 14% случаев.

Редактор: Егор Сковорода