Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Международные эксперты поддержали ОВД-Инфо и коалицию юристов в попытке отменить статью о дискредитации. Разбираем их аргументы

Выступающим против войны в Украине россиянам систематически вменяют административную статью о дискредитации российских вооруженных сил и деятельности государственных органов (ст. 20.3.3 КоАП). Она стала самым массовым инструментом антивоенных репрессий. По данным департамента при Верховном суде, за 2022 год россиян оштрафовали на более чем 151 млн рублей по этой статье.

Поводами для составления протоколов становятся одиночные пикеты, посты в соцсетях, антивоенные аватарки, голосовые сообщения в мессенджерах, одежда в цветах флага Украины и разговоры с прохожими.

Юристы ОВД-Инфо, сотрудничающие с проектом адвокаты, а также коллеги из «Руси Сидящей» и «Мемориала» в апреле 2023 года обратились в Конституционный суд России с требованием отменить статью о дискредитации. Они подали 21 жалобу по делам, которые связаны с административным преследованием по этой норме КоАП. 20 июня по части жалоб был получен отказ. В определениях суд указал, что статья о дискредитации не противоречит Конституции, поэтому нет необходимости рассматривать жалобы в судебном заседании.

Юристы коалиции считают норму дискриминационной, поскольку наказание предусмотрено только за критические оценки Вооруженных сил. Одобрение «спецоперации», напротив, поощряется. Эта статья нарушает закрепленные в Конституции принципы свободы слова, совести и собраний.

Такой же позиции придерживаются и юристы из международных организаций. Они подготовили три документа, в которых объяснили, почему преследование по статье о «дискредитации армии» нужно считать незаконным и как подобные случаи решались в международной практике.

Нарушение международных договоров

Авторы одного из экспертных заключенийInternational Bar Association’s Human Rights Institute (IBAHRI), правозащитная организация Lawyers’ Rights Watch Canada (LRWC) и бывшая судья ЕСПЧ от Германии, бывшая экспертка Московского механизма ОБСЕ Ангелика Нуссбергер. Они обращают внимание на то, что административная статья о дискредитации нарушает права граждан на свободу слова, гарантированные Конституцией России. Кроме того, она не соответствует стандартам международного права. В Конституции же сказано, что Россия обязуется выполнять международные соглашения.

Среди тех норм, которым не соответствует статья о дискредитации, авторы заключения приводят Международный пакт о гражданских и политических правах, который еще СССР ратифицировал в 1973 году.

Статья 14 этого пакта гарантирует равенство всех граждан перед судом: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». По мнению экспертов, люди, которых в России судят в рамках обсуждаемой нормы, лишены возможности на справедливое разбирательство.

Кроме того, авторы ссылаются на то, что ст. 20.3.3 КоАП нарушает Венскую конвенцию о праве международных договоров, ратифицированную Россией в 1986 году. Статья 26 этой конвенции подтверждает основополагающий принцип договорного права: действующие договоры обязательны для стран-участников и должны добросовестно соблюдаться. Юристы отмечают, что ни одно государство, согласно этому документу, не может ссылаться на положения внутреннего законодательства, оправдывая таким образом несоблюдение обязательств.

Авторы заключения отмечают, что Россия перестала являться стороной Европейской конвенции по правам человека только с 16 сентября 2022 года. Статья же о дискредитации вооруженных сил и государственных органов появилась в Кодексе об административных правонарушениях практически сразу после начала полномасштабного вторжения российских войск в Украину — 4 марта 2022 года. Тогда Россия еще была обязана выполнять обязательства, наложенные на нее Европейской конвенцией.

То есть, подписав международные договоры, Россия взяла на себя ответственность обеспечивать гражданам свободу слова и собраний. Эксперты подчеркивают, что согласно Всеобщей декларации прав человека, свобода слова и собраний может быть ограничена только для того, чтобы обеспечить право на свободу для другого человека, а также для «удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».