Дата
Автор
Андрей Смоляков
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Нет бизнеса — нет проблемы. Почему сокращение теневого сектора — следствие не легализации, а кризиса


Падение теневой экономики

Весной Владимир Путин отчитался о рекордно низкой безработице в 3,5%. Одновременно экономисты — и независимые, и прокремлевские — обратили внимание на то, что «теневой» сектор экономики, ответственный примерно за треть ВВП России, потерпел крушение. Заметно это стало еще в 2022 году, после начала вторжения России в Украину, но сейчас масштаб потрясений стал очевиден.

До войны неофициальный сектор экономики составлял по различным оценкам от 20 до 35% ВВП России — очень высокий процент по сравнению с большинством развитых стран, но сравнимый с другими развивающимися странами. К началу 2022 года он обеспечивал работой и доходом 14,5 млн человек (всего в России работают 75 млн человек). За год войны работы в неформальном секторе работы лишились 1,2 млн человек. Для теневой экономики это стремительное падение, ставшее не только самым сильным шоком со времен пандемии COVID-19, но и побившее все рекорды за последние 11 лет. Это сигнализирует об острых проблемах в экономике.

Неформальная экономика на пальцах

Теневая, или неформальная, экономика — термин, возможно, понятный интуитивно, но на деле достаточно запутанный. Изобретение концепта обычно приписывается Киту Харту, американскому антропологу, который включал туда попрошайничество, уличную проституцию, собирательство и другие нелегитимные способы заработка. Сегодня Международная организация труда разделяет неформальных сотрудников на две группы: самозанятых и работающих на третьих лиц. Самозанятыми, во-первых, могут считаться некоторые владельцы малых бизнесов, во-вторых, самозанятые могут быть прекарными рабочими, например сезонными. Сотрудники в неформальном секторе тоже подразделяются на две группы. Первые — работающие «из-под полы», то есть люди, получающие зарплату «в конвертах». Другая группа — «подрабатывающие», то есть оказывающие дополнительные неформальные услуги в компании, например, работая на выходных или сверхурочно за наличную неподотчетную зарплату.

В России в последние годы большинство экспертов сходится в оценках объемов рынка неформальной занятости — 13-14 млн человек. Наибольшее количество неформальных рабочих устроено в торговле, сельском хозяйстве, в том числе в охоте и рыболовстве, строительстве и транспортировке. Теневой сектор обеспечивал огромный процент граждан России работой и доходом, особенно в отдельных, зачастую более бедных регионах, таких как Ставропольский край, Ингушетия или Алтай. Зачастую работа «в серую» для большинства таких людей была практически безальтернативным способом заработка на жизнь. Там, где с поддержкой рабочих мест, зарплат и социальных гарантий в целом не справлялись формальные институты, на выручку приходила именно «серая экономика».