«Все увидели, как Путин ослаб, так что стоит ждать второго акта» — что о мятеже Пригожина думают в ГРУ, ФСБ, МВД и иностранных спецслужбах

This text is also availiable in English.
Источники в ГРУ: «Многие могут захотеть повторить это снова»
24 июня, в день похода Пригожина на Москву, высокопоставленный источник в ГРУ, который и раньше предупреждал The Insider о возможности переворота, отметил, что хотя сам факт восстания неудивителен, но никто не ожидал его именно в этот момент и с Пригожиным во главе:
«Все и в Минобороны, и во власти в целом уже устали от этой войны и хотели бы ее остановить, это недовольство чувствуется, так что я ожидал, что к осени что-то подобное может произойти. То что во главе мятежа оказался Пригожин — удивительно, но он никогда бы не пошел на такое, если бы не понимал, что в руководстве ГРУ найдутся те, кто его поддержит».
Во время марша на Москву источник в ГРУ не сомневался, что он может закончиться успехом: «10 тысяч мотивированных людей сильнее ста тысяч немотивированных. Если взорвать мосты на Оке, то можно попробовать не допустить колонну к Москве, но в остальном серьезных препятствий для ”музыкантов” нет».
После переговоров Путина и Пригожина источник утверждал, что ситуация для Путина остается шаткой: «Теперь все убедились в том, насколько легко и без боя можно взять власть, так что желающих может оказаться много. Все увидели, что за Путина по сути никто не вступился, я знаю примеры генералов, которые под разными предлогами не приехали в Москву в тот день, типа ”я выпил на отдыхе и не могу в таком состоянии появиться на службе” и что-то в таком роде. Так что то, что еще недавно многими считалось абсолютно невозможным, почти удалось, и теперь многие могут захотеть повторить это еще раз».
Это мнение разделяет и высокопоставленный источник The Insider в разведке одной из восточноевропейских стран: «В первые часы мятежа было ощущение, что в Кремле царит полный хаос и растерянность. Нет сомнений, что произошедшее ослабило позиции Путина. Если Украина добьется значительного успеха в контрнаступлении, вероятность второго акта возрастет. У него может быть другой актерский состав, но сцена уже определена».
Другой источник в ГРУ отметил, что угроза сохраняется и для самого Пригожина: «Во время мятежа Путину сложно было убить Пригожина, просто потому что его политического капитала не хватало, чтобы вот так запросто у всех на глазах расправиться с человеком, набравшим определенную популярность за счет своей риторики ”правдоруба” <что подтверждается социологическими данными — The Insider>. Но теперь, спустя определенное время, Путин вполне может наказать Пригожина, чтобы послать остальным сигнал. Так что на месте Пригожина я бы в ближайшее время не выходил на балкон, чтобы случайно оттуда не упасть».
Боец ЧВК Вагнера: «Без письменного приказа никуда не поеду»
Хотя источники в ГРУ считают, что вагнеровцы были лучше мотивированы и потому имели все шансы на взятие Москвы, судя по общению The Insider с самими «музыкантами», те также пребывали в растерянности и особого желания сражаться за взятие столицы не имели.
The Insider начал общение с источниками из группы Вагнера задолго до начала восстания. Еще зимой бойцы демонстрировали полную лояльность Пригожину и восхищались его публичной риторикой. Но после начала открытого конфликта с Шойгу стало понятно, что ситуация вызывает у них недопонимание:
«Хрен его знает, что творится у них. Шойгу, конечно, как предводитель совершенно никакой. Не знаю, чем у них всё закончится, но, скорее всего, Евгений Викторович победит, у него такой силовой ресурс, что очень трудно ему будет противостоять».
Начало восстания застало врасплох даже довольно высокопоставленных и хорошо информированных членов группы:
«Мы все подняты по тревоге, непонятно, куда бежать. Я сам никуда не собираюсь ехать, пока не будет письменной бумажки. А если и поедем, то не факт, что доедем. Никто ни с кем сражаться не собирается. Если Евгений Викторович решил стать королем, значит, так тому и быть, но может это просто какой-то план. Вообще всё это больше похоже на какой-то цирк».
После завершения похода на Москву растерянности в рядах наемников ЧВК Вагнера стало еще больше. Часть группы согласилась выдвинуться в Беларусь, но многие отказались и в итоге подписали-таки контракт с Минобороны, как и источник The Insider: «Все ЧВК теперь — через Министерство обороны, нас подставили под это говно. Сейчас я в Запорожье».
Тем же, кто доехал до Беларуси Пригожин делает двусмысленные намеки о том , что их ждет «самая большая работа в мире, которая будет проведена очень скоро». Намекает ли он на Киев или Москву — непонятно, но оставшиеся под его контролем вагнеровцы говорят, что «как скажет Евгений Викторович, так и будет».
Источник в ФСБ: «Бригада ВДВ просто не вышла по приказу встречать Пригожина»
У нас никто ничего о происходившем не знал и не понимал, что это. Но почему-то за два дня до мятежа подразделение Альфа было переброшено на охрану Лубянки. Связано ли это как-то — непонятно. Когда началось, в Москве были подняты Силы специальных операций, но без особого успеха. 45-я бригада ВДВ вообще не вышла по приказу «встречать Пригожина», как и ряд других подразделений, в том числе подразделений Росгвардии. Дошел бы Пригожин до Москвы? В субботу в этом ни у кого сомнений не было. У него максимально удачно складывалась ситуация. Никакого сопротивления не было. Почему он остановился — у нас достоверно никто не знает.
Когда начались обыски в «Конкорде», там был сын Пригожина. Он лично говорил оперативникам: «Я вас запомню». Ну, то есть угрожал. Тогда же задержали бухгалтеров. Всех в итоге отпустили. Есть слух, что сейчас решается вопрос о возвращении изъятых денег и золота Пригожину под расписку.
Источник в МВД из Ростова: «План ”Крепость” объявили, но исполнять его никто не стал, все испугались»
«Первые сообщения постов ГИБДД о продвижении войсковых колонн из района Бахмута в сторону Ростова-на-Дону пошли примерно в 18.00. Но никто ничего понять не мог. Один из наших оперативников созвонился со своим коллегой из Воронежа и тот сообщил, что вагнеровцы при переходе из ЛНР обстреляли погранзаставу в Воронежской области и убили нескольких пограничников <как потом выяснилось, погранзаставу и правда обстреляли из минометов, но пограничников не убили, а только избили — The Insider>.
Коллега также заявлял, что «Вагнер» якобы перешел на сторону Украины и будет брать Ростов и Воронеж. Все, кто находился в отделе, всерьез испугались и стали звонить своим домой, чтобы не выходили из дома и собрали на всякий случай чемоданы.
Дежурный по отделу звонил в ростовский Главк, а там долго не брали трубку, а потом заявили, что пока Москва молчит и нет никаких указаний.
Я созвонился с мужиками из 7-го (Пролетарский район) и 8-го (Советский район) отделов. Никто ничего не знает, и начальства нет. Примерно в 23:00 из Главка пришла команда объявить оперативный план «Крепость» (подразумевает экстренный сбор личного состава и готовность к отражению внешнего нападения). Дежурный стал обзванивать сотрудников, но многие просто не брали трубку или были уже пьяные. Была суббота, и многие сотрудники полиции отдыхали за пределами города. А наш начальник был у знакомого в ресторане, у которого родилась внучка.
Я попросил у дежурного оперативную машину с экипажем, чтобы разведать обстановку, но он резко заявил: «Никто никуда не поедет». Ближе к утру стали собираться сотрудники, получили табельное оружие. Они рассказали, что все ключевые точки в городе уже контролируют вагнеровцы, которые взяли управление Южного военного округа и будут расстреливать военных. Во время пересменки новый дежурный заявил, что не хочет быть героем и если Пригожин потребует открыть оружейку, то всё ему отдаст: ”Они же подгонят танк и всё! Кто будет кормить моих детей?”»
Источник в украинской разведке: «Генерал армии проигнорировал приказ и остался на даче»
Мы в режиме реального времени отслеживаем то, что происходит в российской армии, в том числе через доступ к компьютерам и связи российского военного командования. Было видно, что, во-первых, в армии к этому мятежу были совершенно не готовы, а во-вторых, совершенно не собирались по этому поводу что-то предпринимать. Скажем, мы наблюдали за одним генералом в одном из российских регионов, которому в субботу позвонили и потребовали срочно явиться в штаб в связи с попыткой военного переворота, но он никуда не поехал и продолжил выпивать. И как мы понимаем, такая реакция была типичной.