«Студенты должны страдать». В татарстанском колледже «Алабуга» студентов массово привлекают к сборке дронов «Шахед» и наказывают за отказ от работы

Несколько сотен студентов колледжа на территории особой экономической зоны «Алабуга» в татарстанской Елабуге насильно привлекаются к сборке боевых иранских беспилотников «Шахед» для нужд армии России, выяснили журналисты расследовательских проектов «Протокол» и «РЗВРТ».
По данным источника изданий в «Алабуге», в первую очередь к сборке дронов привлекали подростков 15–17 лет. Сейчас «мирные» проекты в кластере закрываются, поэтому на сборку БПЛА переводят всех студентов.
«Буквально позавчера сто пятьдесят новых студентов со второго и третьего курсов [перевели на сборку дронов]. Когда их обучать? С проектов из других подразделений всех перевели к нам на проект, потому что сейчас на него все силы, все деньги на него идут», — рассказала журналистам студентка «Алабуги Политех».
Студенты получают за сборку «шахедов» 30–40 тыс. рублей в месяц. Переработки не оплачиваются. При этом студентам приходится работать круглосуточно, иногда без перерывов на сон и еду. В договоре об обучении студентов «Алабуги» прописан запрет на разглашение информации о производстве. В случае нарушения запрета студент обязан выплатить колледжу 1,5–2 млн рублей.
Встране
пиздец
творится!
Стране
нужны
герои!
Тимур Шагивалеев, гендиректор ОЭЗ «Алабуга», депутат госсовета ТатарстанаПри этом, по утверждению одного из студентов, на территории кластера поставлены прослушка и видеонаблюдение. Служба безопасности отбирает телефоны студентов и читает их переписки. По словам студентов, из-за этого в колледже уже было несколько отчислений.
Отказ от работы также грозит отчислением. Но по договору об обучении студенты фактически находятся в рабстве — родители обязаны возместить колледжу затраты на обучение ребенка в случае отчисления: от 170 до 420 тыс. рублей в зависимости от направления подготовки.
Студенты работают на сборке БПЛА с утра до ночи и не успевают учиться, говорится в публикации. При этом пропуск 300 часов занятий также чреват отчислением.
Сейчас реклама «Алабуга Политех» с призывами поступать в колледж появляется на всех доступных платформах. Журналисты обнаружили рекламу колледжа на YouTube (с участием Инстасамки), а интервью у руководителя кластера Тимура Шагивалеева брал Дмитрий «Гоблин» Пучков. Также реклама колледжа выходит у блогеров с аудиторией 3–7 млн подписчиков. Рекламный баннер «Алабуги» с призывом «возвращаться домой» появился и на главной площади Нью-Йорка — этот факт отдельно отмечал премьер РФ Михаил Мишустин.

По словам одной из студенток колледжа, многие поступают в «Алабугу» именно под впечатлением от рекламных роликов.
Руководство кластера исповедует подход к обучению студентов через наказание. Из-за этого в колледже уже были два случая суицида — в 2021 году и в марте 2023 года.
1 сентября 2022 года студентов вынудили пять часов стоять в строю, чтобы пролетающий над колледжем президент Татарстана Рустам Минниханов мог сделать красивую фотографию. Студентов отпускали только сходить в туалет и попить воды. Некоторым становилось плохо.
У студентов нет возможности купить продукты или сходить к врачу и за лекарствами — вахтовый автобус отправляется в магазин раз в неделю, а до клиник в городе можно добраться только на такси. В главном здании «Алабуги» студенты могут питаться в столовой, в других местах — только в вендинговых автоматах.

Качество обучения в колледже тоже низкое, замечают журналисты. «Алабуга Политех» — это официально не колледж, а лишь курсы при политехе в Елабуге. Преподаватели ведут занятия по остаточному принципу. Также студентов заставляют заниматься низкоквалифицированной работой, с которой не справляются сотрудники кластера — звонки, оформление документов и отправка писем.
Обязательное условие обучения — игра в пейнтбол. За отказ — выговор или отчисление, это прописано в договоре. По данным собеседника «Протокола» и «РЗВРТ», в 2022 году из-за игр отчислили 50 человек.
Студенты два месяца подряд каждые выходные встают в 5 утра и массово реконструируют битвы Великой Отечественной с пейнтбольными маркерами. Флаг «фашистов» в этих играх выглядит как флаг нацистской Германии, но с эмблемой НАТО вместо свастики, отмечают расследователи.
Студенты должны страдать, им должно быть больно
Проигравшие команды наказывают — их расстреливают шариками в упор, заставляют бегать и рыть окопы под дождем или без снаряжения «штурмовать» высоты, откуда по ним стреляют сотрудники. От пейнтбольных шариков у студентов остаются синяки. У одной из обучающихся случился нервный срыв, рассказывают студенты.
На игры в пейнтбол «Алабуга» потратила более 30 млн рублей.
«Цель пейнтбола — отсеять слабаков и сопляков на первоначальном этапе. Они должны отчислиться сами. Студенты должны страдать, им должно быть больно», — приводят издания слова замглавы «Алабуги» Сергея Алексеева.
По данным журналистов, родители писали жалобу в местную прокуратуру, но кластер предоставил документы о том, что студенты добровольно участвовали в этих играх.
Глава кластера Тимур Шагивалеев также эмоционально реагирует на жалобы студентов на самочувствие. «Какой отдыхать?! У кого болит голова, могут сразу пиздовать домой, нам такие студенты не нужны! В стране пиздец творится! Стране нужны герои!» — приводят его слова расследователи.
Также Шагивалеев вербует на работу несовершеннолетних студенток из стран Африки. В штатном расписании «Алабуги» их называют «мулатками».
Иностранные студенты не шли в колледж добровольно, поэтому руководство разработало схему рекрутинга через дейтинговые приложения «Тиндер» и «Баду». Кластер оформил всем студентам премиум-аккаунты, а Шагивалеев, как утверждается, написал «скрипты» для общения. Студенты под предлогом романтического знакомства предлагали африканским студенткам приехать в Елабугу и отправляли ссылки на заявку абитуриента.
Первые несколько десятков студенток из Уганды, Эфиопии и Танзании приехали осенью 2022 года. Их сегрегировали от остальных студентов в отдельных корпусах. По данным изданий, их планируют привлекать к низкоквалифицированной работе уборщиц на производствах.
Также в штатном расписании колледжа фигурируют «таджики» — это студенты со знанием фарси из стран СНГ и Пакистана.

Глава «Алабуги», по данным журналистов, не стал привлекать к работе и обучению юношей из Африки, так как, по его мнению, они «могут быть слишком агрессивными и опасными».
Никто из руководства «Алабуги» не ответил на вопросы журналистов. Замглавы кластера Сергей Алексеев предложил расследователям пообщаться позже.
Ранее журналисты «Протокола» и «РЗВРТ» выяснили, что кластер в Елабуге заключил контракт на производство иранских дронов «Шахед», чтобы избежать мобилизации сотрудников. Сейчас в «Алабуге» строят целую деревню площадью до 100 тыс. кв. м для производства дронов.