Дата
Автор
DOXA team
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Власти Беларуси экстрадировали в Таджикистан активиста Низомиддина Насриддинова — его преследуют за критику президента и правительства


Оппозиционера экстрадировали из Беларуси в Таджикистан по запросу властей Таджикистана, сообщило «Радио Озоди» 24 июля со ссылкой на брата Насриддинова. Там против активиста возбуждено угловное дело по статье о «публичных призывах к экстремистской деятельности или оправдании экстремизма» — ему грозит до пяти лет лишения свободы.

Насриддинов жил в Германии с 2015 года. 8 января 2023 года он был задержан беларускими силовиками при пересечении границы Беларуси. Его обвиняют в распространении «экстремистских материалов» оппозиционной организации «Группы 24», ставящей своей целью демократизацию Таджикистана, и Партии исламского возрождения Таджикистана, а также публикация видеообращения с критикой президента и правительства республики. В марте 2023 года правозащитные организации, в том числе Human Rights Watch, Норвежский Хельсинкский комитет и центр «Вясна» призвали беларуские власти не выдавать Насриддинова. Правозащитни_цы опасаются, что на родине активист может подвергнуться пыткам и жестокому обращению.

Контекст

  • За 2022 год в Таджикистан из-за рубежа были экстрадированы 97 человек, 18 из них обвинялись в экстремизме и терроризме, написало «Радио Озоди» по материалам Генпрокуратуры Таджикистана. Согласно тем же материалам, в 2022 году «в республике зафиксировано 1197 террористическо-экстремистских преступлений… Из этого числа 37 характеризируется как терроризм, 308 — террористического характера, 790 как экстремизм и 62 — экстремисткого характера».

  • За последние десять лет в УК Таджикистана было введено множество поправок, создавших законодательную базу для политических репрессий: за «призывы» или «оправдание» терроризма, за публичное оскорбление президента или госслужащего, за «призыв к насильственному изменению конституционного строя с использованием интернета» можно получить до 15 лет лишения свободы. «За несколько лет до ведения поправок в стране и за ее пределами были запрещены все политические организации, открыто призывающие к смене власти в Таджикистане, а их деятельность приравнена к терроризму и экстремизму», — пишет «Радио Озоди».