Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Кагарлицкому заменили наказание на пять лет лишения свободы

Известного левого публициста осудили за публикацию видеоролика под названием «Взрывное поздравление кота Мостика, Нервные люди и события, Удары по инфраструктуре».

13 февраля 2024 года Апелляционный военный суд в подмосковной Власихе рассмотрел апелляционное представление прокурора на приговор левому публицисту и политологу, главному редактору издания «Рабкор» Борису Кагарлицкому. Суд удовлетворил представление и ужесточил наказание, назначенное Кагарлицкому по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в интернете), до пяти лет лишения свободы. Его взяли под стражу в зале суда.

Изначально приговор Кагарлицкому вынес 12 декабря 2023 года 2-й Западный окружной военный суд на выездном заседании в Сыктывкаре. Суд тогда назначил ему штраф в размере 800 тысяч рублей, который смягчил до 600 тысяч с учетом времени, проведенного подсудимым в СИЗО, и освободил в зале суда. Кагарлицкому также был назначен двухлетний запрет на администрирование сайтов в интернете.

В ходе прений сторон государственный обвинитель просил назначить Кагарлицкому наказание в виде пяти с половиной лет лишения свободы, а также запрет на администрирование сайтов на два года. Такой же срок прокуратура запрашивала в апелляционном представлении.

Уголовное дело против Кагарлицкого возбудило УФСБ России по Республике Коми, 25 июля 2023 года публициста задержали. Позднее его доставили в Сыктывкар, где 26 июля городской суд заключил его под стражу. Обыски по делу проходили у Кагарлицкого и его соратников по «Рабкору»: психолога Александра Арчагова, сотрудника видеостудии Валерия, администратора аккаунтов в соцсетях Артема Ерофонова из Екатеринбурга, социолога и политика из Пензы Анны Очкиной. Расследованное дело поступило в суд 14 ноября 2023 года. Его рассмотрение по существу заняло всего два дня.

Обвинение было связано с публикацией видеоролика, посвященного подрыву Крымского моста, который произошел 8 октября 2022 года. Речь идет о видеозаписи «Взрывное поздравление кота Мостика, Нервные люди и события, Удары по инфраструктуре», опубликованной на YouTube-канале «Рабкор» 19 октября 2022 года, а также размещенной во «ВКонтакте» и в Telegram. Во время суда стало известно, что заявление о преступлении подал Леонид Красноперов, муниципальный депутат Ухты и руководитель местного Центра творчества имени Г. А. Карчевского.

Государственный обвинитель заявлял в судебном заседании, что Кагарлицкий, имея негативное отношение к специальной военной операции на территории Украины и осведомленный о теракте на Крымском мосту, умышленно изготовил видеоролик при содействии сотрудников своего проекта, которые не знали о его истинных намерениях. По мнению стороны обвинения, опиравшейся на психолого-лингвистическую экспертизу, содержание видео было направлено на признание практики устрашения правильной, нуждающейся в поддержке и подражании. Суд согласился с этой трактовкой.

Кагарлицкий и его адвокат Сергей Ерохов не отрицали факта публикации видеоролика, но были категорически не согласны с тем, что он оправдывал терроризм. По сообщениям СМИ, адвокат заявил, что выводы экспертов связаны прежде всего с самим заголовком видео, но в них не учтено, что речь идет о своеобразном меме, то есть заголовок имеет юмористический посыл. Кагарлицкий также отметил, что в названии видео имел в виду именно кота Мостика, который прижился у рабочих и стал символом стройки моста, и упомянул его, поскольку за сутки до взрыва в интернете появилась очередная публикация от имени этого кота. Он признал, что название получилось неудачным, но подчеркнул, что умысла на оправдание теракта у него не было.

Видеоролик «Взрывное поздравление кота Мостика, Нервные люди и события, Удары по инфраструктуре» был удален с канала «Рабкор», но нам удалось с ним ознакомиться. В этом видео Кагарлицкий рассуждал об обстоятельствах, военно-стратегическом значении и политических последствиях взрыва моста, но не одобрял его. Заявлений «о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании» (что, согласно примечанию к ст. 205.2 УК, и понимается оправданием терроризма), ни в самом видео, ни в его заголовке мы не обнаружили. Не нашли мы и признаков пропаганды терроризма, которая в другом примечании к ст. 205.2 УК определена как распространение информации, направленной на «формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности». Поэтому мы считаем неправомерным приговор, вынесенный Кагарлицкому.

Источники