Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Родные погибших солдат сами обращаются к нам». Как живет проект, где считают погибших на войне жителей Волгоградской области

«Объединить людей самых разных взглядов»

«Если вы читаете этот текст, значит вы и есть сопротивление» — этими словами начинается плашка, которая появилась на главной странице «Дозора», когда 22 ноября Роскомнадзор заблокировал его сайт на территории РФ.

Участники проекта уже давно сталкиваются с обысками, административными делами и жалобами, создатель проекта Евгений Кочегин признан «иностранным агентом», а теперь и сайт доступен только с VPN. Команда «Дозора» связывает блокировку с числом на их счетчике погибших в Украине российских солдат — жителей Волгограда и области. Незадолго до блокировки оно перевалило за тысячу имен.

«Дозор» в 2021 году основали бывшие сотрудники местного «Штаба Навального», который прекратил работу после того, как 9 июня 2021 года Мосгорсуд признал ФБК и штабы Алексея Навального экстремистскими организациями — с этого момента участникам и координаторам грозила уголовная ответственность по статье 282.2 УК.

«Я до самого конца работал в штабе — был координатором штаба в Волгограде, — рассказывает Евгений. — Когда штабы закрылись, мы решили продолжить делать в регионе что-то свое и стали единственными, кто вообще представляет оппозиционное власти мнение».

Проектом занимается небольшая команда основных участников: по словам Евгения, ее можно пересчитать по пальцам одной руки. Периодически включаются и помогают на правах волонтеров IT-специалисты и дизайнеры.

Сначала проект задумывался как движение наблюдателей — на период выборов в Государственную Думу.

«Мы объединили людей самых разных взглядов, — вспоминает Евгений, — у нас наблюдали и „сталинисты“, и „яблочники“, и кого там только не было. Всех сплотила идея сделать выборы более прозрачными, зафиксировать все нарушения и вывалить их, так сказать, в народ. Тогда о нас даже на местном телевидении говорили. Там есть „карманный“ общественник при Администрации, у него была задача дискредитировать работу наших наблюдателей, выставить ее как провокацию, и он ее ответственно выполнял».

«Возникает развилка: остаешься в родной стране, но в тюрьме, либо уезжаешь»

Когда закончились выборы, команда занялась расследованиями и стала оппозиционным информационно-аналитическим проектом. Опыт в подготовке расследований у команды был еще со времен штабов.