Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Не плакать же!» Как петербургская правозащитница отсудила у МВД и Минфина 100 тысяч рублей за «телефонное» дело

До отъезда из России я работала юристом в разных частных компаниях. С 2011 года стала выходить на массовые акции протеста; с 2015-го — в одиночные пикеты; с 2017-го занималась правозащитной деятельностью. Я защищала задержанных на массовых акциях протеста в Петербурге, волонтеров штабов Навального (на тот момент еще не ликвидированных), активистов так называемого «Бессрочного протеста».

Правозащитой я занималась в свободное от работы время, всегда принципиально pro bono. Это, конечно, не спасло меня от обвинений про «печеньки Госдепа» со стороны некоторых правоохранителей и даже судей. Так как много политических заседаний проходило по выходным и поздними вечерами или даже ночами, совмещать правозащиту с работой было вполне возможно, хоть и не всегда легко.

Помню, после акции 5 мая 2018-го «Он нам не царь» я вышла из Октябрьского районного суда в пять утра, поспала пару часов и пошла на работу. Иногда я в свободное время писала письменные позиции, жалобы, документы, а в суды ходили коллеги по правозащитной работе.

Еще я была ЧПРГ (членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса — ОВД-Инфо) и в этом качестве выявляла нарушения на выборах.

На одиночных пикетах меня задерживали девять раз, но это никогда ничем не заканчивалось. Меня ни разу не привлекли к административной ответственности по политической статье. Более того, три моих задержания суды признали незаконными, и от полиции трижды приходили извинения.

«Это анекдоты про Брежнева, нас в интернете засмеют»

26 февраля 2022 года я случайно оказалась на Гостином дворе и встретила там знакомого сотрудника полиции. Он фактически прямым текстом сказал, что против меня готовится что-то нехорошее. Ранее этот же человек намеком предупреждал меня о планируемом задержании перед акцией [в поддержку Алексея Навального] в январе 2021 года. Его мотивацию я до сих пор не знаю.

Не могу сказать, что после предупреждения я стала готовиться. Вообще-то пятого марта я должна была улететь через Таллин в Лондон в давно запланированный отпуск. Причем я купила билеты в два конца, потому что была абсолютно уверена, что вернусь в Петербург.

Неделя до моего задержания была нервной. Я защищала активиста Андрея Карелина, которого задержали за антивоенную акцию. В отделе полиции на меня орали, что я тоже предатель Родины и скоро нас всех посадят.