Нет мобилизации конца. Как Россия и Украина решают острую проблему с рекрутированием новых солдат

Без мобилизации не обходится практически ни один крупный международный конфликт с конца XVIII века, начиная с Levée en masse в революционной Франции. Даже США, вторгнувшись в Ирак полностью контрактной армией, вскоре были вынуждены временно запретить военнослужащим увольняться в запас. В то же время, сколько существует мобилизация, столько потенциальные военные стремятся «откосить» от службы: например, когда Великобритания ввела призыв в 1916 году в ходе Первой мировой войны, 30% призывников не явились на сборные пункты.
Советский Союз подходил к мобилизации весьма основательно — создавались «кадрированные» части из офицеров, готовые принять мобилизованных, техника и вооружения для этих частей хранились на огромных складах и базах хранения, будущих офицеров готовили на военных кафедрах в гражданских вузах. Однако после распада СССР вся эта система понемногу атрофировалась за ненадобностью: технику не поддерживали в боевой готовности и зачастую распродавали или утилизировали, «кадрированные» части сокращали, военные кафедры вели обучение только формально или вовсе упразднялись. Поэтому к конфликту невиданных со времен Второй мировой масштабов стороны подошли с совершенно не готовыми мобилизационными системами.
«Могилизация» — 2014
Первый опыт мобилизации в ходе российско-украинской войны прошли ВСУ в 2014–2015 годах. Тогда о проблемах, возникших по ходу процесса, говорилось мало, однако слово «могилизация» вошло в язык именно в те годы. Впрочем, тогда же россиянам, даже несмотря на ограниченное участие регулярных войск в войне на Донбассе, тоже не хватало людей: в знаменитом интервью «бурятского танкиста» Доржи Батомункуева упоминается, что его БТГ набирали по двум бригадам, а он сам подписывал контракт прямо на границе.
В годы «замороженного» конфликта украинское руководство не игнорировало вопросы мобилизации: были воссозданы «кадрированные» части в виде Корпуса резерва, которые с началом полномасштабной войны достаточно быстро отмобилизовались и вступили в бой. Однако численность этого объединения соответствовала скорее задачам обороны Донбасса.
Для защиты всей страны перед полномасштабным вторжением реформировали и расширили силы Территориальной обороны (ТрО), однако часть из них не успели даже получить боевое оружие. Тем не менее, отряды ТрО сыграли важную роль в обороне северных областей Украины, а впоследствии стали использоваться на фронте, где сказывалась их недостаточная вооруженность по сравнению с регулярными частями ВСУ.