В чьих руках была жизнь Алексея Навального
Кто возглавляет колонию «Полярный волк» и следит там за здоровьем осужденных

Колония «Полярный волк» в поселке Харп. Фото: Сергей Черкашин / ИТАР-ТАСС
Последние минуты жизни Алексея Навального, оказание первой помощи, вызов скорой и возможное непринятие решения о транспортировке пациента в стационар зависели от руководства колонии и медчасти при ней. Мы изучили биографии этих людей.
Нынешний начальник ямальской ИК-3 — полковник внутренней службы Вадим Калинин — совсем неожиданно для неписаных правил функционирования тюремной системы занял эту должность в марте 2021 года. Ранее занимался бизнесом. До 2018 года входил в совет директоров компании «Салехардагро» — производителя молочной продукции, которую по госконтрактам закупали местные больницы, детские сады и школы. Его компания еще разводила северных оленей. Также Калинин был единственным учредителем компании «Арктикагро», выращивавшей овощи и закрытой в том же 2018 году.
Столь быстрый карьерный рост Калинина из аграриев в полковники объясняется тем, что до овощного бизнеса он уже служил в системе — как минимум в 2009 и 2010 годах человек с такими данными числился на должности заместителя начальника соседней ИК-8 по безопасности и оперативной работе.
В ту же зону на должность зама он вернулся в 2019 году, а уже оттуда пошел на повышение.
В базах данных МВД имеется информация о полном тезке Калинина с совпадающей датой рождения, который в 2000 году на Урале привлекался к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий, но амнистированный. Мы не утверждаем, что это одно и то же лицо, но если это так, то остается неясным, как привлекавшийся по уголовной статье человек мог бы пройти проверки при назначении на службу.
Супруга нынешнего начальника ИК-3 Наталья Калинина в 2002 году окончила Уральский юридический институт МВД, а после работала старшим оперуполномоченным Управления по обеспечению деятельности оперативных подразделений ФСИН по ЯНАО. Сын Данил Калинин окончил филиал Академии ФСО России в Воронежском институте правительственной связи. Кстати, некоторые наблюдатели связывают изменения в карьере отца как раз с местом службы сына.
Медицинским обслуживанием в колонии, где отбывал наказание Навальный, а также соседней ИК-18, занимается подведомственная ФСИН «Медико-санитарная часть № 11». Она расположена в Коми, возглавляет ее врач-нарколог из Кемерово Светлана Солопова. В ведении этой же организации находятся все медчасти исправительных учреждений Коми. В январе 2024 года в Сыктывкаре организация торжественно отметила 10-летний юбилей.
По словам Солоповой, в 2023 году 314 работников прошли повышение квалификации в учебных заведениях последипломного медицинского образования, а также было аккредитовано 20 врачей и 50 специалистов среднего звена. В 2024 году, согласно докладу руководителя службы, планируется продолжение ремонта санчастей и профессиональное обучение специалистов.
Начальник УФСИН России по Республике Коми Дмитрий Коновалов тогда благодарил личный состав МСЧ-11 за работу и поздравил сотрудников за значительно улучшившуюся техническую оснащенность медицинских частей,
в которых появилась возможность «диагностировать заболевания на самой ранней стадии» и «обеспечивать скорейшее выздоровление как личного состава, пенсионеров УИС, членов их семей, так и подозреваемых, обвиняемых и осужденных».
Согласно документам ФСИН, в «Полярном волке» работает «Медицинская часть № 7», которую возглавляет 39-летний капитан внутренней службы — врач-гигиенист Алексей Лисюк. Медсанчасть в колонии работает как амбулатория: тех, кому требуется экстренная или стационарная помощь, обязаны вывозить в ближайшую больницу. Ближайшие медицинские учреждения — больница в Лабытнанги (35 км от зоны) и ее филиал в Харпе (1 км).
На договоры с больницами Салехарда и Лабытнанги за 2023 год МСЧ-11 потратила около 2 млн руб. Всего, согласно документам, в медсанчасти ИК-3 числится 14 медработников: шесть фельдшеров, две медсестры, фтизиатр, рентгенолог и хирург, а также психиатр-нарколог и два лаборанта. Реаниматолога в штате нет, это означает, что в случае экстренных состояний персонал должен оказать первичную помощь до приезда бригады скорой.

Когда именно Лисюк возглавил медсанчасть колонии, не сообщается. До него эту должность занимала Татьяна Босикова, соседка по дому начальника колонии в Харпе. Как следует из решения Лабытнангского суда, Босикову уволили со службы по выслуге лет в конце 2021 года, но затем
колония подала к ней иск о возмещении ущерба, который та нанесла в должности начальника медчасти. Из иска следует, что Босикова оформила несколько врачей-совместителей, которым выплачивалась зарплата за неотработанное рабочее время.
Босикова сообщала суду, что они исполняли свои обязанности удаленно из-за коронавирусных ограничений, но суд решил взыскать с нее 2 млн руб.
Лисюк ранее занимал должности врача по общей гигиене в подведомственном МСЧ-11 «Центре Государственного санитарно-эпидемиологического надзора». В документах также указано, что в 2007 году он окончил Кубанский государственный медицинский университет по специальности «медико-профилактическое дело» (врач по медицинской профилактике — это специалист, который организует мероприятия по предотвращению заболеваемости и укреплению здоровья населения: осмотры и обследования для выявления ранних стадий заболеваний, обучение пациентов правилам здорового образа жизни).
Также у Лисюка имелась истекшая на сегодняшний день медицинская лицензия — «Санитарно-эпидемиологическая экспертиза».
До Ямало-Ненецкого автономного округа Лисюк жил в Краснодарском крае и как минимум с 2015 по 2017 год работал главным врачом Гулькевичского филиала «Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае». Супруга Лисюка — индивидуальный предприниматель — продает сувениры собственного изготовления. Оба, согласно данным местной администрации, состоят в очереди на получение земельного участка как многодетная семья.