Дата
Автор
The Insider
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Cотни детей Донбасса оказались в российской сиротской системе и остаются в детских учреждениях — «Важные истории» и «Верстка»


Журналисты «Важных историй» и «Верстки» подтвердили личности 285 вывезенных с оккупированных территорий Донбасса в Россию детей. Как отмечается в совместном расследовании изданий, все они оказались в сиротской системе РФ. О судьбе детей больше не отчитываются российские власти, а Украина с 2014 года не владеет полной информацией о них .

Первые такие анкеты, по информации журналистов, появились в банке данных в начале октября 2022 года — всего через неделю после того, как Россия аннексировала территории Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей Украины. Большинство анкет (263 ребенка) попали в банк в октябре и ноябре 2022 года, еще 14 появились в 2023 году.

Вывезенных из Украины детей разместили в учреждениях как минимум в 15 регионах России. Больше всего анкет журналисты нашли в Орловской (38 детей), Нижегородской (28) и Ростовской (27) областях. Однако это не все дети из Украины, которые оказались в этих регионах: например, известно, что в Орловскую область отправляли 66 человек.

Ранее, как писал The Insider, «Важные истории» подсчитали , что в 2022 году количество сирот, которых внесли в банк данных в России, значительно выросло, к лету 2023 года в банке появилось на 2,4 тысячи анкет больше, чем в среднем за предыдущие шесть лет. Но однозначно утверждать, что все эти дети были вывезены из Украины, нельзя, указывают расследователи.

В большинстве изученных журналистами анкет указано, что детей можно усыновить, хотя уполномоченная по правам ребенка Мария Львова-Белова неоднократно это отрицала . При этом весной 2022 года, когда процесс массового вывоза украинских детей только начался, она называла усыновление наиболее предпочтительным вариантом.

Как следует из опубликованных в банке данных анкет, россияне имели возможность усыновить как минимум 214 вывезенных из Украины детей, у которых родители умерли или лишены родительских прав. Еще 71 ребенка можно взять только под опеку . Это дети, чьи родители находятся в колонии, ограничены в правах или их местонахождение неизвестно. «Важным историям» и «Верстке» неизвестно, отдают ли фактически детей из банка данных на усыновление.

Журналисты отмечают, что анкеты 98 детей к моменту подготовки материала пропали из банка данных. По закону ребенка исключают из банка только в случаях передачи на воспитание в семью, возвращения родителям, совершеннолетия или смерти. По данным «Важных историй» и «Верстки», в 17 случаях детям уже исполнилось 18 лет, а как минимум четверых детей вернули кровным родственникам на оккупированные территории, в Донецкую область — к старшей сестре, дяде и бабушке с дедушкой. Одного ребенка удалось вернуть матери в Херсон. Расследователи предполагают, что остальных 76 детей устроили на воспитание в российские семьи.

Львова-Белова утверждает , что в семьи попали 380 вывезенных детей, но речь шла только о периоде с апреля по октябрь 2022 года. Таким образом, общее число украинских детей в российских семьях может составлять более 450 человек.

Сейчас как минимум 187 детей из Донбасса, оказавшихся в России, по-прежнему живут в сиротских учреждениях или учатся в колледжах, говорится в расследовании.

В начале полномасштабной войны Мария Львова-Белова и региональные чиновники регулярно рассказывали о вывозе детей с оккупированных территорий, но позже, в марте 2023 года, Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест Львовой-Беловой и Владимира Путина в связи с депортацией украинских детей в Россию. После этого власти перестали публично сообщать об устройстве таких детей в семьи и начали широко освещать случаи их возвращения в Украину.

«Важные истории» и «Верстка» подчеркивают, что в российских интернатах по-прежнему есть украинские дети, которых не спешат забирать в семьи. Сотрудница Золинской школы-интерната Нижегородской области рассказала журналистам, что проблема в их возрасте. По ее словам, потенциальные усыновители «хотят только девочек и чтобы они были маленькие».

Как следует из анкет вывезенных детей, в системе действительно остаются в основном более взрослые дети. 90% оставшихся в банке детей — старше 10 лет, а всех детей младше пяти уже забрали в семьи. Также в учреждениях застревают семейные группы — от трех и более братьев и сестер. Принять сразу несколько детей в семью готовы не все. Некоторые дети поддерживают связь с родственниками на оккупированных территориях — это тоже отпугивает потенциальных опекунов.