Россия потратила миллионы евро на пропаганду и защиту агентов ФСБ в Европе
К такому выводу пришел консорциум европейских журналистов. «Новая-Европа» пересказывает главное из расследования

Участники шествия «Бессмертного полка» несут российские и сербские флаги в Белграде, 9 мая 2024 года. Фото: Andrej Isakovic / AFP / Scanpix / LETA
Россия финансирует пропаганду в 48 странах Европы и мира, а также юридическую защиту киллера из ФСБ Вадима Красикова и осужденного торговца оружием Виктора Бута через «правозащитный» госфонд. На все это были потрачены миллионы евро, следует из расследования консорциума европейских журналистов.
«Новая-Европа» пересказывает главное из него.
Журналисты из Датской радиовещательной корпорации (DR), немецких изданий Der Spiegel и ZDF, австрийской газеты Standard, французской Le Monde и британской The Guardian изучили деятельность Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом («Правфонда»), и пришли к выводу, что партнеры фонда в ЕС получили миллионы субсидий от нескольких европейских государств. Кроме того, документы подтверждают, что фонд назначил ряд бывших сотрудников спецслужб руководителями своих операций в Европе.
Все это поднимает вопрос об использовании госсредств и проблемах национальной безопасности всего за несколько дней до выборов в Европейский парламент, подчеркивают журналисты.

Когда и кем был создан «Правфонд»
«Правфонд» был основан в 2012 году указом президента. Организация получила поддержку Министерства иностранных дел России и Россотрудничества. Глава фонда — Александр Удальцов, он попал под санкции Евросоюза в 2023 году за «поддержку и реализацию действий и политики, которые подрывают и угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины».
Среди руководства организации было несколько бывших агентов разведки, говорится в расследовании. В их число входят Владимир Поздоровкин и Анатолий Сорокин, которого источники назвали агентом российской Службы внешней разведки (СВР). Помимо этого, Сергей Пантелеев, который в официальных документах значится как «исполнитель проекта «Правфонда»», попал под санкции в странах ЕС как сотрудник подразделения военной разведки РФ.
ФСБ использует подобные организации для вербовки сотрудников за рубежом, отмечается в докладе эстонской национальной службы безопасности за 2020 год, на который ссылаются расследователи.
60 тысяч евро для защиты киллера из ФСБ Красикова — на что «Правфонд» тратил деньги
«Правфонд», как утверждается в расследовании, помог оплатить юридическую защиту Вадима Красикова — предполагаемого агента ФСБ, приговоренного к пожизненному заключению за убийство бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили в берлинском Тиргартене в 2019 году. В документах указывается, что немецкий адвокат Роберт Унгер получил от фонда 60 тысяч евро — по 6000 евро за каждый из 10 последних дней работы.
О КРАСИКОВЕ
Полковник ФСБ в отставке Вадим Красиков отбывает пожизненный срок в Германии за убийство бежавшего в ФРГ командира Зелимхана Хангошвили, участника войны между Россией и Грузией. В августе 2023 года мужчина на велосипеде застрелил его в Берлине в парке «Малый Тиргартен». В Германии убийство считают заказным и назвали его актом государственного терроризма.Команда Алексея Навального утверждала, что погибшего в тюрьме политика собирались обменять именно на Красикова.
Унгер подтвердил, что получил запрос от журналистского консорциума, но сказал, что не может ответить на запрос, сославшись на адвокатскую тайну.

Организация финансировала и юридическую защиту осужденных торговца оружием Виктора Бута и торговца наркотиками Константина Ярошенко, которые позже вернулись в Россию в рамках обмена пленными, согласованного между Москвой и Вашингтоном, следует из бюджета «Правфонда» за 2014 год.
В документах также указывалось, что «Правфонд» потратил сотни тысяч евро на поддержание нескольких веб-сайтов, призванных бороться с «русофобией» и продвигать «защиту русского языка» в Европе.
В частности, «Правфонд» финансировал деятельность golos.eu — онлайн-портала, на котором в основном критикуют украинское правительство и президента Владимира Зеленского, утверждается в расследовании. Заместитель главного редактора «Голоса» Юрий Андриченко в комментарии The Guardian отрицает, что получал деньги от «Правфонда» или имел связи с Россией.
Согласно документам, «Правфонд» также финансирует деятельность Euromore — новостного сайта, который пытается занять место попавших под санкции Sputnik и RT.