Российские власти ограничивают образование на украинском языке на оккупированных территориях

8 февраля 2024 года DOXA внесли в реестр «нежелательных организаций».
Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Российские власти на оккупированных украинских территориях меняют школьную программу, преследуют несогласных работни:ц образования, учени:ц и их родителей. Такие выводы делает правозащитная организация Human Rights Watch в докладе «Образование под оккупацией. Насильственная русификация системы школьного образования на оккупированных украинских территориях».
Human Rights Watch взяла интервью у 42 преподаватель:ниц, школьных работни:ц и администраторо:к в Харьковской области после того, как российские войска покинули регион в сентябре 2022 года. Правозащитни:цы также поговорили с учитель:ницами, которые были перемещены или бежали с находящихся под частичной оккупацией Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей.
В докладе отмечается, что российские власти занимаются искоренением украинского языка и украинской учебной программы. При этом насаждается русский как язык обучения в школах на оккупированных Россией территориях и прокремлевская программа. Эти действия нарушают нормы права международных конфликтов, которые запрещают оккупационным властям без необходимости вносить изменения в законы, в том числе об образовании. Правозащитни:цы подчеркивают, что действия российских властей также нарушают международные стандарты в сфере прав человека, касающихся образования.
Те, кто противостоят русификации образования, сталкиваются с преследованиями со стороны оккупационных властей, пишет Human Rights Watch.
- Учитель:ницам угрожали, лишали их свободы, а также применяли пытки, пытаясь вынудить работать по российской программе или передать оккупационным властям личные дела учащихся.
- Родителям поступали угрозы штрафами, лишением родительских прав и свободы за нежелание отдавать детей в «русские» школы или за дистанционное обучение по украинской программе.
- Оккупационные власти также подвергали жестокому обращению некоторых детей, говоривших в школах по-украински. Преподаватель:ница из Мелитополя, поддерживающая связь с семьей бывшего ученика, рассказала, что оккупационные власти «надели [ученику] на голову мешок за то, что он говорил по-украински, и выбросили его за тридцать километров за город». Также известно о назначении информаторо:к из числа школь:ниц для слежки за украиноязычными учени:цами.
Образование на оккупированных территориях
На оккупированных территориях, по оценкам украинских эксперто:к, находятся около миллиона школьни:ц.
Министерство просвещения Украины сообщило Human Rights Watch, что из них более 62 400 детей продолжают дистанционное обучение по украинской программе.
Несмотря на обещания, оккупационные власти не допустили «переходного периода» к использованию русского языка для обучения в украинских школах.
В Шевченкове, муниципалитете Харьковской области, в июне 2022 года делегация из России сообщила местным учитель:ницам: «Если родители напишут заявку, то украинский язык может проводиться по одному часу в неделю. Но это не будет похоже на ЛНР и ДНР, где они начали с переходного периода. Здесь все будет на русском языке», — рассказали присутствовавшие на встрече преподаватель:ницы.
До оккупации в харьковских школах преподавали преимущественно на украинском языке, при этом дети имели возможность учиться на русском.