Драма архимандрита Феогноста
В «ЛНР» задержали и, возможно, подвергли пыткам клирика Московского патриархата, осуждавшего войну в Украине

Архимандрит Феогност (Пушков). Фото: скриншот из видео с YouTube-канала священника
«О маме помолитесь…»
«Я в скорой между жизнью и смертью, меня хотят закрыть в полиции… Помогите все, кто может. Мать не переживет этого! Мне остается только суицид», — на сегодня это последнее сообщение в телеграм-канале клирика Северодонецкой епархии Московского патриархата, известного богослова архимандрита Феогноста (Пушкова).
21 июня он был вызван в отдел российской полиции Марковский Старобельского района Луганской области (по версии РФ — «ЛНР»), куда отправился с очень тяжелым чувством. «Состояние очень скверное, тремор и грудной кашель. От давления выпил таблетку. Вызвали в полицию… Постараюсь сейчас успокоиться и ехать», — написал о. Феогност друзьям утром того страшного для него дня. Больше всего он переживал за старую мать-инвалида — кроме него, некому оказать ей помощь: «О маме Таисии молитесь. Она без моей помощи не ходит». Предчувствия его не обманули.

С детской непосредственностью о. Феогност описывал в своих блогах ужасы оккупации, оставаясь при этом клириком Московского патриархата (правда, с недавнего времени заштатным). В 2014–22 гг., находясь на подконтрольной Украине территории, он благословлял воинов ВСУ и раскрывал антихристианскую суть учения «русского мира». Когда в 2022-м «русский мир» пришел в его деревню под Старобельском, осудил позицию РПЦ, ушел за штат и стал служить в домашнем храме, записывая проповеди для YouTube-канала. За словом в карман не лез — возмущаясь разгулом навалившегося зла, употреблял и нецензурную лексику. Собратья по Московскому патриархату объявили архимандрита психически больным, но, признавая его научный авторитет, лишать сана не стали.
К о. Феогносту не раз приходили — из ФСБ и из какой-то более суровой структуры, название которой он боится произнести. Были угрозы, обыски, изъятия. Он обещал больше публично не выступать против войны, но, видимо, было достаточно и того, что он уже наговорил. По сведениям знающего архимандрита священника Андрея, ныне служащего во Флориде, о. Феогноста арестовали и, судя по последней реплике в его блогах, пытали.
Как рассказал сам о. Феогност, следственные действия в его отношении проводятся в рамках некоего дела, рассматривающегося Жовтневым (у него до сих пор сохранилось украинское название. — Прим. ред.) судом Луганска. По постановлению этого суда 7 июня в доме архимандрита провели обыск, в ходе которого изъяли два смартфона, два ноутбука и три флешки. (Ранее у него уже многократно проверяли содержимое гаджетов, но без изъятий.) Вскоре о. Феогност был вызван в районное подразделение ФСБ, где ему пришлось дать обещание «прекратить обсуждение политических тем» в публичном пространстве, оформить прописку и регистрацию транспортного средства по законам РФ. «У меня нет здоровья на то, чтобы пережить еще серию стрессов (я уже пережил в 2018-м инсульт — с меня хватит). А уж у мамы и подавно», — пояснил «частичную капитуляцию» священник, пообещав и дальше «жить по совести». Очевидно, такая позиция не удовлетворила «новую власть».

Ученый «хулиган»
Архимандриту Феогносту (в миру — Тимофей Геннадьевич Пушков) 44 года, он родился в Крыму, но вырос в Моздоке (Северная Осетия), о чем напоминает его ник в соцсетях — «abbatus_mozdok». Крестившись по вере в подростковом возрасте, в 1996 г. поступил в Свято-Тихоновский богословский институт в Москве, учась в котором, в 20-летнем возрасте, принял монашеский постриг, а затем был рукоположен во иеромонаха и служил в приходах Ивановской епархии, преподавая в местной семинарии. В 2007 г. вернулся на историческую родину, в Украину, где служил в Мукачевской, Джанкойской и Северодонецкой епархиях. Богословское образование завершил в Санкт-Петербургском институте богословия и философии, где получил степень кандидата богословия.
Постоянно вступая в полемику по разным богословским вопросам, довольно прямолинейно высказывался о некомпетентности своих оппонентов, за что получил от священноначалия клеймо «интернет-хулигана». К тому же публиковался на независимом «Портале-Credo.Ru», позволявшем себе критику РПЦ и за это получившем почетное звание «главного антицерковного СМИ» (заблокирован в РФ в связи с началом «СВО» в марте 2022 г.). Епископ Джанкойский Нектарий (говорят, по прямому указанию патриарха Кирилла, который тогда в ручном режиме пытался управлять украинскими церковными делами) запретил о. Феогноста в служении в 2009 г., но тот нашел канонический приют в более независимой от Москвы Северодонецкой епархии, где «самого ученого среди местных клириков» наградили высоким саном архимандрита. В июле 2014 г. стал первым священником Московского патриархата на Луганщине, который официально освятил блок-пост ВСУ.

Научное наследие о. Феогноста производит сильное впечатление. Зная несколько древних и новых языков, он перевел с греческого канон Пасхи — основное песнопение главного христианского праздника, заамвонные молитвы на разные праздники пасхального цикла, постоянно выступал на Международных Рождественских чтениях и всевозможных научных и церковных конференциях, публиковался в престижных украинских, российских и западных журналах. Круг его научных интересов удивительно широк — богословие церковных таинств и обрядов, литургические реформы, язык богослужения, церковь и политика, биоэтика, толкования Библии, агиография (жизнеописания святых), церковное право, история, сравнительное религиоведение, педагогика… Буквально накануне его ареста сайт проекта поддержки гонимых священников в России «Мир всем» (о нем подробно рассказывала «Новая-Европа»)
опубликовал свежее исследование о. Феогноста об апостольском преемстве иерархии Православной церкви Украины (ПЦУ), которую РПЦ называет «самосвятским расколом».
Проект отдает должное ученому священнику, оказавшемуся в невыносимых условиях пришедшего на штыках и танках «русского мира»: «Талантливый богослов, полиглот, литургист, молитвенник и исповедник никогда не скрывал своей точки зрения на творимые российскими церковными и светскими властями беззакония, с каждым днем и с каждым месяцем ему становится все труднее».
«Нахера?»
В самом начале российского вторжения в Украину, почти 10 лет назад, архимандрит Феогност дал «программное» интервью, предопределившее его линию поведения на все время войны и, в конце концов, стоившее ему свободы.
Обращаясь к защитникам Украины, он так описал позицию жителей востока страны: «Вы от наших граждан можете услышать много резкого в адрес Майдана и в адрес власти. Но это нисколько не означает, что мы стоим на общих позициях с самозванцами и интервентами.
Я много раз говорил своим согражданам: как только вы поддадитесь на искушение поддержать ЛНР, вы принесете огонь в свои дома».
С научной основательностью и христианской честностью архимандрит опроверг нарративы «русского мира», которыми Москва пытается оправдать свои беззакония. Признав, что в стране (как и везде в мире) имеют место проявления крайнего национализма, главную вину возложил на Москву: «Борьба с «фашизмом», превышающая масштабы этого явления, как раз является почвой, на которой этот самый фашизм может вырасти». Он засвидетельствовал, что на Луганщине не было какого-либо насилия к русскоязычным со стороны ВСУ. «Агитаторы «русского мира», — отмечал о. Феогност, — сегодня сделали из этого политического (!) понятия некую «сакральную» парадигму. Но в том-то и лживость ее, что власть и государство, которые прибегают к этой псевдосакральной парадигме, остаются светскими, секулярными, нецерковными. Нецерковная же «сакральность» или некая «природная святость» есть чистой воды язычество!» Сегодня он проводит параллели между реакцией жителей сельских районов Луганщины на «асвабадителей» и реакцией чехов на советские танки, раздавившие «Пражскую весну»: «Нас не просили и не ждали. Нас презирали, а мы лезли всюду. Нахера?»

Но Феогност далек от лубочного образа «украинского пропагандиста», который ему шьет ФСБ. Как от библейского пророка, от него достается всем, «ибо все уклонились, сделались равно непотребными» (Пс., 13:3). Например, ему не нравятся аресты в Украине иерархов Московского патриархата — наиболее ретивых в прошлом провозвестников «триединой святой Руси». По мнению архимандрита, власти РФ и Украины допускают одинаковую ошибку в своей церковной политике: «Указывают Церкви на ее «место» придворной служанки. Крикунов из «православной» России я в который раз призываю: остановитесь! Прекратите сеять ненависть и манипулировать массами… Неужели вы думаете, что кровь с ваших рук не взыщется? Христиане ли вы? Украинцам повторю: война — это не время, когда надо сносить храмы неугодной конфессии. Зачем это варварство?» Эмоции у Феогноста часто берут верх, и тогда в его блогах появляется отчаянный кэпслок: «БОЖЕ! ДА КОГДА ЖЕ ЭТО КОНЧИТСЯ?»
Драма архимандрита Феогноста — убедительный ответ на недоумение относительно возможности честно и спокойно прожить под пятой обезумевшей российской власти. Он сдерживался, менял лексику, шел на переговоры и компромиссы, подчинялся законам «новой власти»… Но ему все равно не нашлось место в изуверской конструкции, которая пришла на землю Луганщины.
Пожалуй, единственным выходом из такого положения было бы исполнение заповеди: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор., 6:17).
И помолимся о многострадальной маме Таисии, как о. Феогност просил нас.
Корреспонденту «Новой-Европа» удалось дозвониться в дежурную часть ОМВД Марковский «ЛНР», где предположительно содержится о. Феогност. Сотрудник отдела не стал отрицать факт нахождения у них архимандрита, но отказался отвечать на вопрос о его статусе, заявив, что эта информация носит «оперативный характер».