Городские бои в Волчанске, российское наступление на Нью-Йорк, ВКС РФ получили ФАБ-3000 с УМПК. Что происходило на фронте на этой неделе

На Запорожском направлении Минобороны РФ отметилось еще одной «странной победой», заявив о захвате села Загорного, в котором в 2001 году проживали 14 человек и которое давно обозначается на картах боевых действий как подконтрольное россиянам. Впрочем, в Z-канале «Воин DV» поясняют, что село действительно было захвачено в прошлом году, но закрепиться в нем россиянам удалось только сейчас.
На разных участках фронта продолжается эволюция «войны дронов». ВСУ дистанционно минируют российские позиции трофейными российскими минами «Вкладыш», россияне ведут охоту на украинские квадрокоптеры с помощью сброса на них сеток с собственных дронов, а украинцы, в свою очередь, продолжают череду «воздушных побед» над беспилотниками противника, подорвав FPV-дрон в момент пролета рядом с ним российского барражирующего боеприпаса «Ланцет».
Взаимные обстрелы и диверсии
Командование воздушных сил ВСУ отчитывалось на этой неделе об отражении налетов российских «Шахедов» и ракет в ночь на 18 июня (сбиты 10 дронов из 10), на 19 июня (сбиты 19 из 21 БПЛА), на 20 июня (сбиты все 27 «Шахедов» и пять из девяти ракет) и на 21 июня (сбиты все четыре ракеты Х-59/Х-69).
В результате атаки 19 июня пострадал мирный житель в Львовской области и было частично разрушено здание НИИ в самом Львове. 20 июня Минэнерго Украины сообщило о поражении объектов энергетической инфраструктуры в четырех регионах страны, на двух из них были ранены в общей сложности семь энергетиков. Минобороны РФ, по своему обыкновению, оправдывало удар тем, что пораженные объекты энергетики обеспечивали «производство вооружения и военной техники для ВСУ».
На этой неделе о жертвах обстрелов среди мирных жителей отчитывались, в частности, власти Донецкой (1, 2), Херсонской, Харьковской, Полтавской (где пострадали 22 человека) и Днепропетровской областей (1, 2). Кроме того, ВС РФ в очередной раз поразили переправу в Харьковской области, также российские источники сообщали об ударах по аэродромам Староконстантинов и Миргород. Помимо этого, ВКС РФ продолжили «ронять» ФАБ на Белгородскую область (1, 2) — на этой неделе в результате «нештатных сходов» боеприпасов никто не пострадал.
Украинские силы, в свою очередь, в течение недели наносили удары по следующим известным целям:
- по Новолипецкому металлургическому комбинату в Липецкой области;
- по нефтебазам и НПЗ в Ростовской области, Краснодарском крае (1, 2), Адыгее и Тамбовской области;
- по аэродрому в Ейске в Краснодарском крае, где зафиксированы возгорания на территории учебного центра ПВО и сообщается о попадании ракеты в казарму (Генштаб ВСУ отчитывался об ударе «по местам хранения и подготовки к применению “Shahed-136/Герань-2”, учебным корпусам, пунктам управления и связи расчетов этих БПЛА»).
В одной из украинских атак в ночь на 20 июня, по данным Минобороны РФ, принимали участие как минимум 114 БПЛА и шесть БЭК. В течение недели о пострадавших мирных жителях отчитывались власти в том числе Краснодарского края и Белгородской области (1, 2, 3, 4, 5, 6).
Потери
Русская служба Би-би-си и издание «Медиазона» совместно с командой волонтеров обновили подсчеты потерь в войне с российской стороны, подтвержденных сообщениями в открытых источниках. Всего установлены имена 56 858 погибших. Всего за период с 21 мая по 21 июня 2024 года список пополнился 2677 новыми именами и фамилиями. Кроме того, «Медиазона» выяснила, что с начала войны более 10 000 российских военнослужащих официально обвинили в отказе от боевых действий, в том числе в самовольном оставлении части, дезертирстве и невыполнении приказа.
Исследователь Cloooud насчитал как минимум 65 российских военных, которые совершили самоубийство на передовой и попали на видео. Из них 37 человек применили огнестрельное оружие, 26 человек подорвали себя гранатой, один использовал нож, а еще один «решил прилечь у огня и сгорел». По его мнению, российские военные чаще всего кончают с собой либо от ощущения безнадежности после ранений в отсутствии надежд на эвакуацию, либо в силу убежденности под влиянием пропаганды, что украинцы будут пытать их в плену.
Министр обороны США Ллойд Остин, в свою очередь, сообщил новую оценку российских потерь — 350 тысяч убитыми и ранеными за всю войну. Кроме того, украинским силам удалось потопить, уничтожить или повредить 24 корабля Черноморского флота РФ. Потери военной техники с сентября прошлого года, то есть за время текущего наступления ВС РФ, по данным Остина, составили 2,6 тысячи единиц.
Аналитик Naalsio обновил подсчеты потерь техники сторон на отдельных направлениях на основе визуальных свидетельств. В авдеевском операционном районе в период с 7 по 14 июня удалось подтвердить потерю 35 единиц техники ВС РФ и восьми — ВСУ. В районе Крынок на левом берегу Днепра подтвержденные потери российской техники за тот же период составили две единицы, потери украинской техники не фиксировались. На харьковском направлении, по подсчетам Naalsio, за неделю с 11 по 18 июня ВСУ потеряли семь единиц техники, ВС РФ — 28 единиц (преимущественно экскаваторов и инженерной техники).
Волонтер Oryx Якуб Яновский отмечает, что визуально подтвержденные потери российских БТР перевалили за тысячу единиц. Больше всего потеряно БТР-82А — 647 единиц. Что же касается БМП, то их визуально подтвержденные потери превысили три тысячи. Больше всего было потеряно БМП-2 (1311 единиц) и БМП-1 (764 единицы).
21 июня в Z-каналах сообщили о сбитом в районе Анапы вертолете Ка-29 морской авиации Черноморского флота. Утверждается, что это произошло из-за «дружественного огня» ПВО, поскольку ВСУ атаковали одновременно с помощью БЭК и БПЛА, и для отражения этой атаки были задействованы одновременно вертолеты и наземные расчеты ЗРК, которые «не дружат» друг с другом — то есть не могут отделить «своих» от «чужих».
ВСУ впервые удалось захватить российский танк с «царь-мангалом», взять экипаж в плен и отогнать машину своим ходом к украинским позициям. Согласно геолокации OSINT-проекта «КіберБорошно», это произошло в районе Клещеевки. Канал «НІП “Тиск”» уточняет, что в основе конструкции лежит танк Т-62.
Российские военнослужащие в Донецкой области обезглавили украинского военного. Как сообщает Офис генпрокурора Украины, во время проведения аэроразведки на одной из боевых позиций был обнаружен поврежденный бронированный автомобиль ВСУ, а на нем находилась отрезанная голова. Другие военнослужащие, как сообщает Telegram-канал «Мысли Ислама(Белокиев Ислам)», убили военного-ингуша Рашида Даурова за отказ идти на штурм, сняв средства с его банковской карты и попытавшись инсценировать самоубийство через повешение.
Также Офис генерального прокурора Украины сообщает, что за время войны в стране погиб как минимум 551 ребенок, а еще 1388 получили тяжелые ранения. Больше всего пострадавших в Донецкой, Харьковской, Днепропетровской, Киевской, Запорожской и Николаевской областях.
Вооружения и военная техника
На этой неделе партнеры Украины продолжали усилия по наращиванию возможностей украинской ПВО.
Нидерланды объявили, что им удалось «собрать» ЗРК Patriot для Украины благодаря помощи от неназванной страны (часть машин предоставили сами Нидерланды). В Румынии также одобрили передачу одного из своих Patriot при условии, что продолжатся переговоры с НАТО и США по поиску адекватной замены. Наконец, в США объявили о приостановке выполнения заказов третьих стран на ЗУР к ЗРК Patriot и NASAMS — все ракеты, сходящие с конвейера, будут направляться в Украину.
Еще одним примечательным событием стало изменение позиции Республики Корея по поставкам вооружений в Украину. Это решение Сеула, который до сих пор ограничивался финансовой и гуманитарной помощью Киеву, а также отправкой США артиллерийских боеприпасов взамен поставленных в Украину, обусловлено подписанием Владимиром Путиным договора о стратегическом партнерстве с КНДР. По данным источников южнокорейского агентства Yonhap, Республика Корея может поставить Украине 155-мм боеприпасы и средства ПВО.
Тем временем боеприпасы, закупленные за пределами ЕС по чешской инициативе, уже должны начать поступать в Украину, хотя инициатива и испытывает проблемы с обязательствами стран-участников. В свою очередь, немецкий концерн Rheinmetall отчитался о получении крупнейшего заказа в истории на боеприпасы на сумму €8,5 млрд, часть из которых также предполагается направлять Украине. Украинский ВПК, в свою очередь, освоил изготовление гранат для орудий БМП-1 и гранатометов СПГ-9, которые ранее никогда не производились на территории страны.
Кроме того, в Rheinmetall рассказали о планах развернуть в Украине сразу три предприятия, специализирующихся на ремонте и производстве систем ПВО, ремонте и сборке бронетехники, а также выпуске боеприпасов. 155-мм артиллерийские выстрелы намерена производить на территории Украины и американская компания Northrop Grumman. Дания включила финансирование украинского оборонно-промышленного комплекса в очередной пакет военной помощи на сумму 1,2 млрд крон.
В датский пакет включено и оборудование для поддержки истребителей F-16, которые, по словам Владимира Зеленского, прибудут в Украину «в ближайшее время». При этом в Киеве опасаются, что из-за проволочек с обучением летного состава к концу года у Украины будет больше самолетов F-16, чем пилотов, из числа которых завершат обучение не более 20.
Российские компании продолжают искать способы обхода санкций, сотрудничая с западными компаниями и закупая подержанные станки в Китае. Предприятия российского ВПК отчитываются о поставках боевых машин пехоты БМП-3, комплексов управления артиллерией «Планшет-А» и истребителей-бомбардировщиков Су-34. Впрочем, по подсчетам Fighterbomber, последних в этом году поставили всего четыре штуки, тогда как небоевые потери с мая составили два Су-34.
Не впечатляют (по крайней мере, по сравнению с потерями) и объемы производства новейших российских танков Т-90М, которых, по подсчетам аналитиков Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies, IISS), с апреля 2020 года было поставлено от 231 до 267 единиц (для сравнения, с начала войны ВС РФ потеряли, по данным Oryx, 3139 танков, в том числе 97 единиц Т-90М). Исследователи предполагают, что к 2025 году Россия может выйти на производство 90 таких танков в год, однако это количество может быть ограничено наличными Т-90А для модернизации, запасы которых на российских складах подходят к концу.