Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Спецподразделениям ФСИН, охранявшим пленных украинцев, с первых дней вторжения спустили указание их пытать — WSJ

Новости

Спецподразделениям ФСИН, охранявшим пленных украинцев, с первых дней вторжения спустили указание их пытать — WSJ

The Insider10 февраля 2025

Фото: Константин и Влада Либеровы

В первые дни полномасшабного вторжения России в Украину администрации тюрем получили распоряжение пытать украинских военных, которые попадут в плен. Об этом узнало издание The Wall Street Journal от бывших сотрудников ФСИН. По их данным, начальник УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Игорь Потапенко передал тогда элитному подразделению надзирателей, которому поручили контролировать наплыв военнопленных, указание: «Будьте жестокими, не жалейте их».

Как выяснило WSJ, Потапенко собрал совещание этого «спецподразделения», где рассказал о новых правилах обращения с заключенными пленными. Обычные правила для них отменили, как и ограничения на насилие. Нагрудные камеры, которые носят сотрудники ФСИН в колониях, убирались. Надзиратели должны были работать вахтовым методом, сменяя друг друга каждые четыре недели.

Подобные инструкции получили спецподразделения и в других регионах России — в Бурятии, Москве, Пскове и других местах. И вскоре пыточные заработали: надзиратели применяли к заключенным электрошокеры, пока не садились батареи, избивали их с целью нанести максимальный вред, проводя «эксперименты» с различными материалами, чтобы определить, что причиняет наибольшую боль. Заключенным не оказывали медицинскую помощь, у многих развивалась гангрена, доходило до ампутаций. Такая система массовых и систематических пыток квалифицируется как военные преступления. Доказать их помогут в том числе сотрудники ФСИН, с которыми поговорил WSJ. Один из них даст показания в Международном уголовном суде.

Украинский военный после российского плена
Фото: Константин и Влада Либеровы

Как пишет WSJ, спецподразделения ФСИН не работают в конкретных тюрьмах на постоянной основе. Они функционируют как «преторианская гвардия», которую вызывают для подавления беспорядков, проведения обысков и работы с наиболее опасными заключенными. При обращении с украинскими военнопленными эти спецгруппы действовали в координации с местными тюремщиками, контролируя их действия. Согласно показаниям двух бывших охранников, они восприняли приказ Потапенко на мартовском собрании 2022 года как карт-бланш на применение насилия. Один из них признался, что жестокое обращение с украинцами вышло на новый уровень, так как они были уверены в полном одобрении руководства.

Охранники всегда дежурили в балаклавах, а заключенных избивали за малейший зрительный контакт. Эти меры, наряду с ежемесячной ротацией спецотрядов, были направлены на то, чтобы никто из надзирателей и их начальников не мог быть опознан впоследствии, пояснил один из бывших сотрудников службы. По словам бывших сотрудников ФСИН, электрошокеры применяли настолько часто, особенно в душевых, что батареи разряжались слишком быстро.

Один из медиков, работавший в системе ФСИН в Воронежской области, рассказал, что охранники избивали заключенных до тех пор, пока не ломались резиновые дубинки. Когда дубинки приходили в негодность, охранники использовали утепленные трубы от бойлеров. Пленных били в одно и то же место каждый день, не давая заживать ранам. В результате развивались инфекции, кровь заражалась, а мышцы начинали гнить. Один из узников умер от сепсиса, утверждает бывший сотрудник ФСИН.

Украинский военный после российского плена
Фото: Константин и Влада Либеровы

Павел Афисов, захваченный в Мариуполе в первые месяцы войны, стал одним из первых украинских пленных, вывезенных в Россию. За 2,5 года его постоянно перевозили из одной колонии в другую, прежде чем он был освобожден в октябре 2024 года.

По его словам, самые жестокие избиения происходили во время этапирования в новые тюрьмы. Когда его привезли в Тверскую область, его завели в медицинский кабинет, приказали раздеться и начали бить электрошокером, одновременно брея голову и бороду. После этого его заставили кричать «Слава России, слава спецназу!», а затем — идти голым в другой конец комнаты и петь гимны России и СССР. Когда он ответил, что не знает слов, охранники снова избили его дубинками и кулаками. После возвращения домой Афисов боялся спать в течение нескольких дней — он думал, что все это лишь сон и что, проснувшись, он снова окажется в тюрьме.

Другой пленный, Андрей Егоров, после освобождения узнал, что у него сломаны пять позвонков. Он вспоминал, как в Брянской области их заставляли пробегать стометровку по коридору, держа матрас над головой. Охранники выстраивались по бокам и били пленных в ребра. Добежав до конца коридора, узники должны были отжиматься и приседать, а охранники избивали их во время каждого подъема. «Они наслаждались этим, смеялись между собой, пока мы кричали от боли», — вспоминал Егоров.

Боец «Азова» Александр Максимчук рассказал о пытках в СИЗО Таганрога, где с начала войны держат пленных украинцев — «Медиазона»

БРЦ: В 2022 году российские военные вывозили пленных украинцев в фильтрационный лагерь в белорусскую Наровлю и пытали их

Кадыров приказал «Ахмату» не брать украинских пленных. До этого он уже обещал их сжигать, но обмены на бойцов «Ахмата» продолжились

Нам очень нужна ваша помощь

Подпишитесь на регулярные пожертвования

Подпишитесь на нашу рассылку