Дата
Автор
Татьяна Ланьшина
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Гори оно огнем. Из-за расходов на войну Россию в этом году ждут масштабные природные пожары

Контролируемое сжигание сухой травы, когда поджог осуществляют и контролируют работники лесной или пожарной охраны, применяется довольно широко, и теоретически эта мера должна предотвращать неконтролируемые возгорания. Однако в реальности, по мнению специалистов, пал травы лишь подсушивает деревья и кустарники.

Вместо предотвращения бедствия, люди превращают леса в идеальную среду для распространения огня. В 2019 году власти Амурской области отказались от весенних профилактических выжиганий травы и хвороста. В результате площадь лесных пожаров сократилась в несколько раз, и регион перестал входить в число самых «горящих».

Изменение климата также оказывает свое влияние на пожарную обстановку. Более сухая и теплая погода смещает начало пожароопасного сезона на более ранний срок, таким образом продлевая период активных возгораний. В результате леса горят едва ли не круглый год.

Что мешает бороться с пожарами

На борьбу с природными пожарами в России хронически не хватает денег. На первый взгляд, в 2025 году на охрану лесов от огня будет выделено почти на 40% больше средств, чем в 2024 году, — более 19,9 млрд рублей. Но этот рост — формальный. В 2023–2024 годах финансирование охраны лесов от огня существенно не увеличивалось, а реальная инфляция в России значительно превышает официальные 9,5%.

Из-за масштабов территории России во многих случаях проще и экономически выгоднее дать лесу сгореть, чем тушить огонь. Например, если очаг возгорания находится вдали от мест базирования пожарной авиации, а другая инфраструктура отсутствует.

К тому же в России катастрофически не хватает средств на противопожарную пропаганду (в отличие от военно-политической). А она бывает весьма эффективной. Например, в 2018–2020 годах в Бурятии Авиалесоохрана, МЧС и некоммерческие организации активно проводили кампанию «Останови огонь!», и количество лесных пожаров снизилось на 30%, а жители региона стали лучше понимать, что делать при возгорании.

Самой серьезной проблемой в пожарной охране называют дефицит кадров и оборудования. В 2024 году в некоторых частях Противопожарной службы в Томской области, не относящейся к МЧС, дефицит личного состава составлял 65%. И это неудивительно: со всеми надбавками пожарные в регионе зарабатывали 24 тысячи рублей в месяц, а некоторые — меньше минимального размера оплаты труда (19 тысяч рублей в месяц). В Новосибирской области пожарные МЧС зарабатывают больше — от 61 тысячи рублей. Зарплата военного-контрактника в регионе при этом составляет от 210 тысяч рублей, плюс единовременная выплата в размере 1,2 млн рублей за заключение контракта.