Кто тут крайний? Центристские партии в погоне за голосами используют антимигрантскую риторику и... теряют электорат
Долгие годы в Германии действовал так называемый «фаервол» (в других странах иногда «санитарный кордон»), то есть неформальное соглашение всех традиционных партий не сотрудничать с ультраправыми. Однако перед февральскими выборами в бундестаг он оказался близок к демонтажу из-за лидера Христианско-демократического союза (ХДС) Фридриха Мерца. Будущий канцлер ФРГ, чья партия неизбежно побеждала на выборах, вступил в ситуативный альянс с ультраправыми из «Альтернативы для Германии» (АдГ) по жесткому законопроекту против неконтролируемой миграции.
Мерц, вероятно, пытался «перехватить» у ультраправых миграционную тему и переманить на сторону ХДС избирателей АдГ. Но вышло скорее наоборот: христианские демократы потеряли как минимум два процентных пункта в предвыборных опросах.
Возможно даже, именно эта ошибка объясняет снижение поддержки ХДС с 30–32% в январских опросах до 28,5% на самих выборах. И это не новость. Сотрудничество центристских и консервативных партий с крайне правыми регулярно помогает именно последним, способствуя переходу умеренных избирателей из центра на правый политический фланг.
Правые радикалы: инструкция по сборке
Политика ультраправых больше не ограничивается задворками европейской политической жизни. Скорее можно сказать, что некогда маргинальные идеи неуклонно проникают в политический мейнстрим. Этот процесс исследователи называют мейнстримингом. Его можно условно разделить на две части. Первая — это активность самих крайне правых движений, сочетающая мобилизацию на местах, то есть привлечение сторонников на местном уровне, стратегический «ребрендинг» с целью создать более приемлемый имидж и успешное использование медиа.
Вторая, не менее важная часть — это стратегические ошибки традиционных партий. Центристы и консерваторы в стремлении удержать власть нередко либо пытаются перехватить ультраправую повестку, либо и вовсе идут на сотрудничество с радикалами. Примером этого как раз и является поведение лидера ХДС Фридриха Мерца.
Популистские и радикальные идеологии не рождаются на пустом месте и не создаются искусственно. Отчасти причина их появления — в феномене протестного голосования. Избиратели, недовольные действующей политикой, качеством жизни, политическими скандалами или чем-либо еще, склонны поддерживать популистов. Они часто голосуют за немейнстримные, альтернативные движения не из согласия с их политическими программами, а скорее «назло» правящим партиям. Например, именно на волне протестного голосования против центристской коалиции в Австрии в 1980-х свою изначальную поддержку набирала ультраправая Немецкая партия свободы. Тот же фактор на фоне кризиса и растущего недоверия к власти использовала итальянская «Лига Севера» в 1990-х.