Оджаланный исход. Курды сложили оружие в обмен на широкую автономию, но доверия Эрдогану нет
Поимку Оджалана тогда называли в РПК «международным заговором против курдов». Сразу несколько государств помогали турецкой разведке и не предоставили убежище лидеру РПК, в том числе Россия, отказавшая Оджалану в 1998 году. В итоге тот оказался в Кении, где был задержан в Найроби и экстрадирован в Турцию.
Опасаясь, что политик и из заключения будет оказывать влияние на курдское освободительное движение, власти Турции отправили его в полную изоляцию в тюрьму на остров Имралы в Мраморном море, где до 2009 года он был единственным заключенным. Изменения в положении Оджалана начались с того, что 22 октября 2024 года на заседании партийной группы в Великом национальном собрании Турции один из главных идеологических оппонентов РПК, глава ультраправой Партии националистического движения Девлет Бахчели обратился к Оджалану:
«Если изоляция лидера террористов будет снята, пусть он придет и выступит в Великом национальном собрании Турции. Пусть он объявит, что с терроризмом полностью покончено, а организация расформирована».
Это заявление стало сигналом о готовности к переговорам.
Спустя почти четыре года абсолютного отсутствия каких-либо новостей от Оджалана к нему пустили племянника Омера Оджалана, члена прокурдской Партии народного равенства и демократии (DEM). Начался публичный переговорный процесс, посредником в котором была делегация партии DEM из трех человек, также ранее неоднократно подвергавшихся арестам и преследованиям. При этом к Оджалану по-прежнему не пускают адвокатов и отказывают во встречах с семьей.
Делегация провела две встречи с Оджаланом в тюрьме, после чего начала консультации с турецкими партиями и с представителями курдского регионального правительства в Ираке. В частности, делегация отправилась в Южный Курдистан — автономную республику в составе Ирака, где в неприступном горном регионе Кандиль находится штаб-квартира РПК, вероятно, чтобы передать им послание Оджалана.