От КГБ-шника и сутенера до аристократа из Монако. Как семья российских шпионов превратилась в европейских магнатов
Один из них — российский олигарх Дмитрий Рыболовлев, фигурант расследования спецпрокурора Роберта Мюллера в связи с подозрительной сделкой о покупке особняка. В 2004 году Трамп купил участок с особняком во Флориде за $41 млн. Когда в разгар кризиса 2008 года ему срочно понадобились деньги, Рыболовлев купил у него этот особняк, но не с дисконтом, что было бы логично в пик кризиса, а наоборот — вдвое дороже, за $95 млн. Тем самым Рыболовлев спас Трампа от банкротства (впоследствии российский бизнесмен перепродал участок с убытком — за $30 млн).
Другой крупнейший акционер банка, который и включил Стржалковского в совет директоров, — это американский миллиардер Уилбур Росс. Он работал с Россией еще в 90-х как член правления Американо-российского инвестиционного фонда, продвигая интересы американского бизнеса в РФ. Он специализировался на сделках с проблемными активами, одним из которых и стал кипрский банк.
С Россом связано множество скандальных историй, и он был очень близок к Трампу. Уилбур был его экономическим советником во время первой предвыборной кампании, а после победы Трамп сделал его министром торговли (что для любителя торговых войн — одна из ключевых должностей).
Еще одним членом директоров оказался Максим Гольдман, представляющий «Ренову» Вексельберга. Впоследствии Вексельберг оказался одним из жертвователей кампании Трампа. ФБР расследовало многочисленные подозрительные связи Вексельберга с Трампом: например, оказалось, что адвокат Трампа Майкл Коэн получал сотни тысяч долларов от фирм Вексельберга за «консультационные услуги».
Возглавил же совет директоров другой связанный с Вексельбергом человек — директор Renova Management AG Йозеф Акерманн. Он интересен не только как человек Вексельберга, но и как бывший директор Deutsche Bank. Во время пребывания Акерманна на посту исполнительного директора с 2002 по 2012 год Deutsche Bank совершил целый ряд финансовых нарушений, самым крупным из которых стало отмывание $10 млрд российских денег через офисы в Нью-Йорке, Москве и на Кипре. За эти нарушения банк был оштрафован в 2017 году более чем на $670 млн. А одним из крупных клиентов банка оказался... Дональд Трамп: его финансовые декларации за 2016 год показали, что у него были кредиты в Deutsche Bank на общую сумму $364 млн, срок погашения которых наступал в 2024 году.
Чекистов бывших не бывает
Последующие назначения Стржалковского показали, что он сохраняет связи как с Путиным, так и с другим сослуживцем по Ленинградскому КГБ — Николаем Патрушевым. В 2015 году Стржалковский вошел в состав наблюдательного совета Россельхозбанка. Источники «Коммерсанта» объясняли это его знакомством с Патрушевым-старшим, чей сын Дмитрий являлся председателем правления банка. Также из документов кандидата на должность наблюдательного совета стало известно, что он занимал должность спецпредставителя «Росатома» по развитию ядерных технологий в странах Африки.
В 2019 году PASMI обращало внимание, что дети Патрушева и Стржалковского владеют соседними коттеджами в Геленджике. Соседкой Патрушевых и владелицей трехэтажного коттеджа площадью в 449 кв. м с кадастровой ценой более 20 млн рублей стала младшеклассница Ванда Владимировна Стржалковская, которой на тот момент было 9 лет.