Двигатель регресса. Как создатели новых российских самолетов тянут время и прячут свои провалы
Разработка пригодного к коммерческой эксплуатации двигателя для SJ-100 действительно стала бы прорывом в российском авиапроме, потому что силовые агрегаты остаются самым сложным этапом на пути создания самолета. Вот только время и обстоятельства демонстрации этого достижения заставляют усомниться в том, что это не попытка скрыть свой провал.
Как провалились планы властей в авиации
Три года назад, после начала полномасштабного вторжения в Украину и первых санкций в отношении авиации, в первых числах марта 2022 года Путин поручил оперативно создать новые российские самолеты и в кратчайшие сроки полностью заменить иностранную технику. Речь шла о моделях, которые разрабатывались уже не первый год, некоторые — по десять лет.
Крупнейшие в мире производители — американский Boeing, европейский Airbus и бразильский Embraer — на тот момент уже отказались от любого сотрудничества с российскими авиакомпаниями. Позже, в 2023 году, от совместной разработки дальнемагистрального лайнера CR929 отказался и Пекин: заменить производимые в США и Европе двигатели и другие важнейшие системы Китай не смог, поэтому вывел из проекта токсичного партнера.
В ответ на поручение Путина правительство обещало выпустить 1036 отечественных самолетов за восемь лет — об этом говорилось в Комплексной программе развития авиационной отрасли до 2030 года. Причем из восьми указанных в документе моделей только Ту-214 и Ил-96-300 — модернизированные советские разработки — на тот момент существовали и имели опыт продолжительной эксплуатации. Спустя два года, в мае 2024-го, обещания пересмотрели, сократив план выпуска с 1036 до 990 единиц. В конце 2025 года, по словам первого вице-премьера Дениса Мантурова, будут еще исправления: количество и сроки поставок изменят, когда самолеты МС-21 и SJ-100 получат сертификаты.
Как именно цифру пересмотрят, вице-премьер не уточнил, однако немногим ранее глава «Ростеха» Чемезов говорил, что до 2030 года надо постараться произвести 200 самолетов на замену иностранных лайнерам. Таким образом, речь идет о падении обещанного выпуска либо в 2,5 раза (если глава «Ростеха» имел в виду только крупные самолеты, без учета малой авиации), либо сразу в пять раз.
К началу 2025 года чиновники рассчитывали получить 109 новых импортозамещенных машин, но не увидели ни одной. Более того, ни один из самолетов доделать не удалось. За прошедшие годы российский авиапром смог собрать лишь несколько SSJ-100 из сохранявшихся запасов импортных деталей (то есть не импортозамещенных), два Ил-96-300, а также восстановить один старый Ту-214 и выпустить один новый, но опять же с импортными комплектующими.