Политические приговоры в июне в России: 145 осужденных на реальные сроки, 110 приговоров. Поименный список
Поименный список украинских военнослужащих, приговоренных российским судом к реальным срокам в июне 2025 года по факту вторжения в Курскую область:
- Владимир Николенко
- Валерий Мещерский
- Дмитрий Мунтян
- Александр Цвилия
- Александр Кожемяка
- Олег Швед
- Сергей Стокоз
- Вадим Рожков
- Игорь Дребеда
- Владимир Голодняк
- Евгений Копайгора
- Владимир Самородченко
- Иван Сова
- Иван Голынский
- Пабло Пуэнтес Боорхэс
- Василий Нагорный
- Александр Рафалюк
- Николай Горпынченко
- Анатолий Чепел
- Владимир Яцковский
- Василий Машико
- Степан Рустамов
- Сергей Войцеховский
- Максим Емельянов
- Виталий Назаренко
- Константин Черкашин
- Сергей Бевз
- Андрей Шевченко
- Сергей Борисов
- Александр Титенко
- Василий Катанюк
- Александр Дудник
- Наталья Балаклицкая
- Евгений Крайванов
- Александр Петухов
- Роман Ермаченко
- Евгений Васильев
- Евгений Гоча
- Игорь Снижко
- Александр Загребельный
- Александр Григорьев
- Андрей Бакалов
- Александр Петреченко
- Вячеслав Грабин
- Сергей Рукавица
- Николай Таратута
- Владимир Захарычев
- Александр Королëв
- Антон Пецера
За пределами Курска в мае вынесли 9 приговоров украинским военнопленным, о которых стало известно публично.
3 июня Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил украинского военнопленного Александра Сабадаша, бойца 12-й бригады спецназначения «Азов» Нацгвардии Украины, к лишению свободы по статьям об участии в террористическом сообществе и прохождении обучения террористической деятельности. Согласно карточке Wartears, Сабадаш 1984 года рождения, попал в плен до мая 2023 года.
4 июня российский суд приговорил бойца «Азова» Даниила Овчаренко к 23,5 года колонии строгого режима по обвинению в убийстве мирного жителя в Мариуполе. По версии следствия, в марте–апреле 2022 года он выстрелил в мужчину из пистолета Стечкина. Овчаренко признали виновным в жестоком обращении с гражданским населением в условиях вооруженного конфликта и убийстве по мотиву идеологической и политической ненависти.
9 июня снайпера Руслана Орлова и санитара Артема Новикова из «Азова» приговорили к 26 и 24 годам лишения свободы соответственно. По версии следствия, в апреле 2022 года в Мариуполе они по приказу командования расстреляли троих мужчин, якобы занимавших пророссийскую позицию. Их признали виновными в жестоком обращении с гражданским населением и убийстве, совершенном по мотивам политической и идеологической ненависти.
10 июня Южный окружной военный суд приговорил украинского военнопленного Александра Колюду к 18 годам лишения свободы по обвинению в участии в террористическом сообществе и обучении террористической деятельности. По версии следствия, он был инструктором школы сержантов при подразделении «Азов». Колюду взяли в плен после выхода с «Азовстали» в мае 2022 года.
16 июня тот же суд вынес приговор 23-летнему рядовому Аркадию Любченко — 13 лет лишения за участие в террористической организации. По версии следствия, в 2023 году он прошел обучение в ВСУ и добровольно вступил в один из «нацбатальонов», участвовал в боях под Константиновкой, а при пленении открыл огонь по российским военным.
17 июня тот же Южный окружной военный суд приговорил бойца «Азова» Артема Чеснокова, ранее воевавшего также в добровольческом украинском корпусе «Правый сектор», к лишению свободы по обвинениям в участии в террористическом сообществе и прохождении обучения для осуществления террористической деятельности. Чесноков попал в плен после обороны «Азовстали» в Мариуполе.
В тот же день оккупационный Верховный суд ДНР приговорил бывших бойцов полка «Азов» Ивана Ножечкина и Егора Яковенко к 25 и 26 годам лишения свободы соответственно. Их признали виновными в обстреле жилых домов в селе Агробаза под Мариуполем в марте 2022 года.
26 июня Южный окружной военный суд приговорил Андрея Рыбака к 13 годам лишения свободы по обвинению в участии в деятельности батальона «Айдар», признанного в России террористической организацией. По версии суда, Рыбак добровольно вступил в состав формирования в июле 2024 года и участвовал в его боевых операциях на территории Донецкой области Украины.
В тот же день тот же суд за участие в «Айдаре» приговорил 60-летнего гражданина Украины Сергея Кутько. По версии следствия, в 2017 году он добровольно вступил в батальон «Айдар» и в качестве гранатометчика принимал участие в боевых действиях на территории Донецкой области Украины. Суд признал Кутько виновным по статье об участии в террористическом сообществе, срок наказания неизвестен.
Адвокат Валерия Ветошкина в комментарии The Insider отмечает, что российская судебная система, особенно по делам, связанным с войной в Украине, не отвечает критериям независимости и беспристрастности, что делает объективное установление фактов невозможным — особенно в отношении военнопленных, находящихся в полной власти государства-противника:
«Адвокаты [по назначению] часто работают по делу формально; материалы дел нередко засекречены, а суды проходят в закрытом режиме; признания вины могут быть получены под давлением или пытками; свидетелей обвинения никто не проверяет на предмет достоверности. <...>
Российские следователи используют ситуацию полной безнаказанности и недоступности независимой проверки. Они могут: фабриковать дела с нуля — особенно против символических фигур вроде бойцов полка «Азов»; вешать на пленных реальные, но не раскрытые убийства мирных жителей, не имея ни свидетелей, ни доказательств; использовать дела в пропагандистских целях, чтобы создать иллюзию справедливого возмездия».
Сроки за посты, «осквернение символов воинской славы» и связи с запрещенными организациями
В июне стало известно о 21 приговоре, по которому 28 человек получили реальные сроки за комментарии в интернете, участие в протестах, связи с «экстремистскими» и «нежелательными» организациями, а также действия, которые власти квалифицировали как реабилитацию нацизма и осквернение символов воинской славы. Ниже самые показательные приговоры из этой категории.
2 июня Ставропольский краевой суд приговорил четверых жителей села Грушевского к срокам от года до полутора лет колонии-поселения по делу о реабилитации нацизма. По версии следствия, Шурман Иванов, Роман Степаненко, Сергей Степаненко и неназванный молодой человек станцевали лезгинку у Братской могилы красных партизан и Вечного огня, а также ели семечки у памятника, бросая шелуху на гранит. Один из фигурантов получил 1 год, трое других — по 1,5 года колонии-поселения.
5 июня оккупационный Запорожский областной суд приговорил жительницу Мелитополя к 7 годам лишения свободы за уничтожение георгиевской ленты и публикацию соответствующих фото- и видеоматериалов в Telegram. По версии обвинения, в апреле 2023 года женщина получила задание от неизвестного «Ивана» записать, как она уничтожает ленту, и отправить ему видео. В съемке участвовала ее несовершеннолетняя дочь. Суд признал женщину виновной в осквернении символов воинской славы, вовлечении несовершеннолетней в совершение преступления и надругательстве над государственными символами.
9 июня Верховный суд Башкортостана приговорил двух 21-летних жителей Нефтекамска — предположительно, Амира Амирова и Алмаза Мухаматдинова — к двум годам исправительных работ. Их признали виновными в осквернении символов воинской славы (ч. 4 ст. 354.1 УК) за то, что они справили нужду на установленный на постаменте БТР в мемориальном комплексе. Уголовное дело по той же статье заведено и на 17-летнюю девушку, выложившую видео произошедшего в интернет.
18 июня Южный окружной военный суд приговорил гражданина Грузии Иракли Хуфению к 2 годам колонии общего режима по обвинению в публичном оправдании терроризма. Поводом стали два поста, которые он опубликовал, будучи в Грузии: в одном было фото погибшего бойца «Грузинского легиона» с комментарием на грузинском языке, во втором — изображение дорожного знака с украинской символикой и подписью «Вас приветствует Курская область». Хуфению задержали на КПП «Верхний Ларс» после пересечения границы в январе 2025 года.
23 июня художницу Светлану Агибалову и ее партнера Владислава Ремнёва приговорили к 3,5 года колонии общего режима по делу о вандализме и угрозах журналистам. По версии следствия, осенью 2023 года они нанесли пентаграммы с изображением кабана на двери пяти медийных лиц, связанных с освещением войны, в том числе корреспондентов ВГТРК Андрея Медведева и «Комсомольской правды» Дмитрия Стешина. Акцию якобы заказали через Telegram. На суде Агибалова утверждала, что думала, что расписывает двери к Хэллоуину за 5 тысяч рублей за штуку. Пара признала участие в акции, но настаивала, что не понимала ее политического характера.
В тот же день Черкесский городской суд приговорил к 4 годам и 6 месяцам колонии 45-летнего инвалида II группы Владимира Фомина. Поводом для дела стали беседы о Библии, которые верующий вел с местной жительницей, — позже выяснилось, что она действовала под контролем ФСБ и вела скрытую запись. Фомина признали виновным в участии в экстремистской организации, которой в России признаны «Свидетели Иеговы», и вовлечении в нее других.
25 июня Преображенский районный суд Москвы приговорил программиста Илью Васильева (известного также как Арви Хэккер) — основателя «Гражданской школы хэкеров» и настоятеля буддийского центра Дзэн — к 8 годам колонии общего режима за пост в Facebook о Рождестве 2022 года. Поводом стало сообщение, написанное на английском языке, в котором Васильев комментировал картину украинского художника и упоминал гибель мирных жителей в Херсоне. На оглашении приговора зал был полон, рассказал источник The Insider: поддержать Васильева пришли белые хакеры, буддисты в кашаях и десятки граждан. Его 79-летняя мать, говоря о приговоре сыну, вспомнила судьбу репрессированного деда, которого расстреляли за неосторожное слово. Адвокат Геворг Алексанян назвал приговор «ужасным даже по сегодняшним меркам» и подчеркнул, что в деле фигурировали официальные сообщения российских властей, признающих факт обстрела. Васильев отказался признавать вину.