Кьянти от Медведева, монтепульчано Якунина и мерло от Михалкова: краткий гид по итальянским винодельням путинской элиты
Совместное расследование с IRPImedia
Виноградники путинских друзей на субсидии Евросоюза
Винодельни российской элиты в Италии давно уже становятся объектом шумных скандалов в СМИ и, казалось бы, после начала полномасштабного вторжения путинское окружение должно было забыть о своих виноградниках. Однако, как выяснил The Insider, винодельный бизнес путинских друзей процветает. Так, например, итальянская винодельня Дмитрия Медведева, миноритарным акционером которой остается его однокурсник Илья Елисеев, продолжает получать субсидии ЕС прямо во время войны. Сын Аркадия Ротенберга Игорь Ротенберг все так же владеет поместьем в Тоскане спустя одиннадцать лет после обращения ФБК в финансовую полицию Италии. А связанный с Сечиным олигарх Роман Троценко сохранил контроль над аэропортом в Тоскане, который используют ВВС Италии, переписав его на подругу своей жены.
Всего за последние десять лет винодельни российских олигархов и клептократов получили более миллиона евро субсидий от Евросоюза (из Фонда Общей сельскохозяйственной политики ЕС (CAP), Национального плана восстановления и устойчивости Италии (PNRR), финансируемого ЕС, а также государственной помощи).
Главным союзником российских коррупционеров оказался люксембургский бизнесмен Патрик Хансен, который через суд Евросоюза добился судебной блокировки реестров, указывающих конечных собственников европейских компаний. В нулевые годы он вел совместный бизнес с бывшим офицером КГБ. Еще в 2015-м и 2018 годах Европейский союз принял Четвертую и Пятую директивы по борьбе с отмыванием денег, которые обязывали государства — члены ЕС создать реестр бенефициарных владельцев. Это было важным нововведением, так как во многих странах ЕС информация о собственниках либо отсутствует, либо существенно ограничена. Но создание этих реестров было заблокировано решением Суда Европейского союза в 2022 году, которое постановило, что широкий публичный доступ к реестрам бенефициарных собственников нарушает право на неприкосновенность частной жизни. Истцами по этому иску выступили компания Sovim SA и некое лицо с инициалами W.M., которого издание Luxembourg Times идентифицировало как Патрика Хансена, директора авиакомпании Luxaviation. По данным Международного консорциума журналистов-расследователей ICIJ, деловым партнером Хансена по аренде бизнес-джетов был бывший офицер КГБ Николай Богачёв. Издание «Агентство» отмечало, что бывший полковник КГБ до ноября 2006-го контролировал разработку Южно-Тамбейского месторождения через компанию «Тамбейнефтегаз», а после ее продажи зарегистрировал в Люксембурге компанию Young Energy Prize для разработки месторождений в Африке. А фирма его делового партнера Хансена с Британских Виргинских островов владела активами на сумму более $3 млн не только в Люксембурге и на Кипре, но и в России.
Теоретически нормативы ЕС обязывают страны Евросоюза отслеживать конечных бенефициаров, получающих выгоду от финансирования. Но на практике запросы в подразделение финансовой разведки (UIF) — антиотмывочное управление Банка Италии и Национальное антикоррупционное агентство (ANAC) показали, что в используемых ведомствами базах данных нет информации о конечных владельцах даже итальянских компаний, не говоря об иностранных. The Insider приоткрывает завесу тайны в этом кратком путеводителе по винодельням путинской элиты.
Дмитрий Медведев и Fattoria della Aiola
«Провальный экс-президент, который всё еще считает себя президентом», — так недавно описал Дональд Трамп микроблогера Дмитрия Медведева, в последнее время не жалеющего оскорблений в адрес западных политиков и называвшего европейских лидеров «сворой хрюкающих подсвинков».