Трамп называет торговую сделку США с ЕС «крупнейшей из когда-либо заключенных». Для кого соглашение оказалось более выгодным?
Миллиарды инвестиций и пиар — для Трампа; сближение с США и преимущество перед Китаем — для ЕС

В конце июля президент США Дональд Трамп объявил о «крупнейшей сделке из когда-либо заключенных». Речь шла о торговом соглашении с Евросоюзом, в рамках которого Вашингтон установил 15-процентные пошлины на европейские товары. Брюссель не только не повысил пошлины на американский импорт, но и отменил их для ряда товаров — а еще пообещал вложить сотни миллиардов долларов в американскую экономику и закупать у США больше энергоносителей.
Многие европейские политики остались недовольны такой сделкой; премьер-министр Венгрии, который не упускает случая покритиковать Брюссель, даже заявил, что Трамп «съел на завтрак» главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен. Евросоюз действительно пошел на серьезные уступки США, но называть Трампа победителем в этой ситуации было бы упрощением. Более того, есть мнение, что в перспективе выиграть от сделки может именно Европа.
Почти месяц назад, 27 июля, Евросоюз и США заключили новую торговую сделку. Если до возвращения Дональда Трампа в Белый дом взаимные торговые пошлины составляли в среднем 1%, то теперь Евросоюз будет платить 15%, а еще отменит пошлины на промышленные товары из США. Также ЕС обязался в течение трех лет закупить у Америки энергоносители на 750 миллиардов долларов и инвестировать в ее экономику еще 600 миллиардов.
Трамп назвал сделку «крупнейшей из когда-либо заключенных». Белый дом заявил, что она «предоставит американцам беспрецедентный доступ на рынок ЕС» и «усилит энергетическое доминирование США». «Президент Трамп в очередной раз доказал, что смелое лидерство, экономическая мощь и непоколебимая решимость приносят результаты, которых не смог бы добиться ни один другой президент», — говорилось в пресс-релизе администрации.
Для Европы это действительно ассиметричная сделка. Но она не так плоха, как могла бы быть. В апреле, когда Трамп начал торговую войну со всем миром, Евросоюзу грозили 20-процентные пошлины. В июле президент США заявил, что повысит их до 30%, если ЕС не пойдет на сделку.
Как писала Жанна Смиалек, глава бюро The New York Times в Брюсселе, сначала чиновники из ЕС считали угрозы блефом. Но после изнурительных переговоров с американцами (замглавы Еврокомиссии Марош Шевчович и его команда летала в Вашингтон 10 раз) убедились в серьезности намерений Трампа. Если в апреле Евросоюз планировал сбить пошлины до прежнего уровня в 1%, то вскоре был готов согласиться на 10%, а немногим позже — и на 15%.
«Если бы вы были [на переговорах Трампа и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен], вы бы увидели, что разговор начался с 30%», — сказал NYT Марош Шевчович, отвечая на критику в адрес фон дер Ляйен. Ее обвиняли в том, что она спасовала перед Трампом. Премьер-министр Франции Франсуа Байру назвал заключение сделки с США «мрачным днем» для Европы. А премьер Венгрии Виктор Орбан и вовсе заявил, что «Трамп съел фон дер Ляйен на завтрак».

Шевчович подчеркнул, что на переговорах «речь шла не только о торговле». Для ЕС важно сохранить единство с США в вопросе поддержки Украины. Саммит по российско-украинской войне, который прошел в Вашингтоне 18 августа, показал, что торговая сделка как минимум не ухудшила отношение Трампа к Европе. Он осыпал похвалами приехавших к нему руководителей стран Евросоюза, а фон дер Ляйен назвал, «возможно, самой могущественной из них».
Через три дня после саммита были обнародованы параметры торговой сделки. То, о чем договорились фон дер Ляйен и Трамп, теперь закреплено на бумаге. По словам Жанны Смиалек, европейские чиновники встретили это со «сдержанным облегчением»: учитывая непредсказуемость Трампа, письменные договоренности дают ЕС «определенную уверенность в том, что ситуация не перевернется с ног на голову».
Хотя Трамп явно остался доволен сделкой, а фон дер Ляйен столкнулась с критикой, эксперты не считают, что в этой ситуации Евросоюз однозначно проиграл, а США выиграли. «Это не та ситуация, в которой кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Это ситуация, в которой все проиграли», — считает Питер Чейз, бывший вице-президент Торговой палаты США по Европе.
ЕС, с одной стороны, вынужден был принять повышение пошлин для таких крупных экспортных отраслей, как производство автомобилей, лекарств и алкоголя. С другой стороны, он избежал торговой войны с США, хотя бы на время укрепил отношения с Трампом и обеспечил предсказуемые условия работы для своего бизнеса (хотя в последнем есть сомнения).
Трамп, с одной стороны, обеспечил себе пиар-победу. С другой — в этой победе больше пиара, чем ему хотелось бы: обещание ЕС купить у США энергоносители на 750 миллиардов долларов аналитики считают невыполнимым. Кроме того, тарифная политика Трампа бьет рикошетом по его стране: инвестиционный аналитик Иоахим Клемент утверждает, что в течение года пошлины сильнее скажутся на ВВП и инфляции в США, чем в Евросоюзе.
Более того, по расчетам Клемента, американские тарифы могут принести ЕС даже больше пользы, чем их отсутствие. «Моя модель показывает, что, исходя из нынешних пошлин, ВВП ЕС может увеличиться примерно на 0,1 процентного пункта по сравнению со сценарием без пошлин. Почему? Потому что Китай и ряд других стран, таких как Индия и Бразилия, сталкиваются с гораздо более высокими тарифами, чем ЕС, и это может позволить европейским экспортерам отвоевать долю рынка у конкурентов», — писал аналитик в колонке для Reuters.
«Медуза»