Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Продюсеру Сергею Сельянову — 70 лет

Он создал культовую киностудию СТВ и запустил в производство главные фильмы Алексея Балабанова

Александер Рюмин / ТАСС / Profimedia

21 августа исполнилось 70 лет Сергею Сельянову, продюсеру, работавшему над важнейшими фильмами постсоветского российского кино — от «Брата» и «Груза 200» Алексея Балабанова до анимационной франшизы о трех богатырях. Его кинокомпания СТВ выпускает дебютные фильмы режиссеров, которые со временем становятся звездами индустрии, и осваивает жанры, прежде незнакомые отечественному кинопроизводству. Кинокритик Михаил Кабо рассказывает о карьере продюсера.

В начале 1980-х редактор «Леннаучфильма» Сергей Сельянов и документалист Николай Макаров на чистом энтузиазме в свободное от работы время подпольно снимали фильм «День ангела». По сюжету после революции в бывшей дворянской усадьбе, запущенной и покосившейся, ютятся очень непохожие люди: герой Гражданской войны, его сыновья-фальшивомонетчики, дачники из города, даже прежний владелец-барин, прозябающий в подвале. За камерой стоял Сергей Астахов, будущий оператор Алексея Балабанова. Это было настоящее независимое кино, снятое без студийной и государственной поддержки. Замысел так понравился режиссеру Алексею Герману, что он согласился читать для фильма закадровый текст.

На проявку пленки, монтаж и озвучку ушло много лет. Картину выпустили только в 1988-м. Черно-белое метафорическое кино без связного сюжета в советском прокате посмотрели 300 тысяч зрителей. Кроме того, «День ангела» показали на фестивале в Локарно и на фестивале «Новые режиссеры, новые фильмы» в нью-йоркском Линкольн-центре.

Сельянов продолжил режиссерские опыты — уже в одиночку. В 1990-м он выпустил «Духов день», драму в жанре магического реализма. Рок-музыкант Юрий Шевчук играл богемного диссидента, наделенного даром непроизвольно взрывать предметы. Героем интересуются следственные органы, и ему приходится бежать за границу. «Духов день», как и предыдущая картина режиссера, стал успешен лишь как фильм «для своих».

На третий — и пока последний — режиссерский игровой фильм «Время печали еще не пришло» Сельянов искал финансирование несколько лет; картина в итоге вышла в 1995-м. Это трагикомедия о поселке, где живут русский, немец, татарин, еврей и представитель народа рома. В главной роли снова снимался рок-музыкант — Петр Мамонов: он играл колоритного геодезиста Мефодия, который в один прекрасный день объявлялся в деревне и возвещал прибытие новой эпохи Водолея. Критики признали фильм «героическим поражением», хотя лента принесла Сельянову специальный приз жюри за режиссуру на «Кинотавре».

Позднее он признавался, что ушел в продюсирование чужих фильмов, поняв, что его собственная попытка снимать метафорическое кино «не очень удалась».

СТВ Сергей Сельянов (слева) на съемках фильма «Время печали еще не пришло»

Сергей Сельянов увлекся кино еще в школе: в Туле, где он рос, в кино показывали комедии Чарли Чаплина. В 14 лет он мечтал снимать боевики — и экранизировал с друзьями песню Высоцкого «Пародия на плохой детектив». Однако учиться сперва пошел на строительный в тульский политех, где руководил местной киностудией «Сад» и снимал свои первые любительские работы.

В 1980-м Сельянов окончил сценарный факультет ВГИКа (его однокурсником был Юрий Арабов). В 1987-м, когда большая часть работы над «Днем ангела» была позади, — поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Правда, ушел через полгода: смысла в учебе уже не было, в перестроечные годы кинорежиссером стало можно работать и без диплома. Однако именно там Сельянов познакомился с Алексеем Балабановым, с которым будет работать над его будущими фильмами.

Продюсерскую студию СТВ он открыл в 1992-м — вместе с товарищем Василием Григорьевым и киностудией «Ленфильм». Позже в число соучредителей записали и Алексея Балабанова. По словам Сельянова, аббревиатура СТВ никак не расшифровывается — ее придумали впопыхах перед тем, как заключить контракт с французскими партнерами. Собственную компанию он открыл, чтобы снимать дешевле, быстрее запускать производство и «выбирать фильмы по любви». Сначала, правда, пришлось делать не свое кино, а снимать рекламу вентиляторов и короткометражные фильмы.

В 1990-е заниматься кино ради денег было бессмысленно. Как бизнес-структура СТВ, по словам Сельянова, выживала благодаря рекламе и рынку ценных бумаг, а также за счет того, что создала самую крупную в Петербурге легальную базу по продаже VHS-кассет.

Все изменилось, когда в 1995 году Александр Рогожкин снял на «Ленфильме» неожиданный народный хит — «Особенности национальной охоты». Сельянов тут же договорился с режиссером о съемках своеобразного продолжения — праздничной комедии «Операция „С Новым годом“». Фильм сумели продать заранее на легальный VHS-рынок и телевидение.

Затем Балабанов и Сельянов задумали снять дорогой ретрофильм о порнографах начала XX века — «Про уродов и людей». Однако для начала решили сделать более дешевый в производстве боевик «Брат». Сам продюсер отрицает, что история о Даниле Багрове специально задумывалась как коммерческий проект, хотя друг кинематографистов Алексей Серебряков говорит, что лично посоветовал Балабанову снимать о бандитах, чтобы добиться успеха у зрителей. Однако Балабанова после его первых фильмов, «Счастливых дней» по Беккету и «Замка» по Кафке, записали в сложные авторы — и найти деньги на съемки низкобюджетного «Брата» (около 100 тысяч долларов) удалось не сразу. В фильме актеры играли почти бесплатно, а знакомые музыканты дарили права на песни.

«Брата» показали в каннской программе «Особый взгляд», он стал хитом на видеокассетах (прокат в кинотеатрах еще не был развит). Еще одним VHS-хитом и культовым фильмом СТВ стала криминальная комедия «Мама, не горюй» Максима Пежемского, другого товарища Сельянова и Балабанова.

Кинокомпания «СТВ» «Брат»

Сельянов спродюсировал все фильмы Балабанова после «Брата» — сиквел «Брат-2», боевик «Война», социальный хоррор «Груз 200» (Сельянов считает его самой сильной балабановской работой), булгаковскую экранизацию «Морфий», глубоко личные драмы «Кочегар» и «Я тоже хочу».

СТВ также занималась производством режиссерского дебюта Сергея Бодрова — младшего «Сестры» и его второго фильма «Связной» (в 2002-м на съемках этого фильма Бодров погиб вместе практически со всей съемочной группой из-за схода ледника в Кармадонском ущелье). После гибели коллег Балабанов, по словам Сельянова, не хотел ни снимать, ни жить, ни писать. Чтобы отвлечь партнера-режиссера работой, продюсер предложил ему чужие жанровые сценарии — сначала гангстерской комедии «Жмурки», затем — мелодрамы «Мне не больно».

ТАСС / Profimedia Сергей Сельянов и Алексей Балабанов на съемочной площадке фильма «Я тоже хочу» в 2012 году

Кроме того, Сельянов сделал четыре фильма с Сергеем Бодровым — старшим: фэнтези-драму «Медвежий поцелуй» (это последний фильм с участием Бодрова-младшего), номинированный на «Оскар» казахстанский эпик о Чингисхане «Монгол», комедию о японской мафии «Дочь якудзы» и мелодраму о любви и заикании «Дышите свободно». Кроме того, СТВ спродюсировала «Шиzу» и «Баксы» — казахстанские социальные драмы Гульшад Омаровой по сценариям ее мужа Бодрова-старшего.

Не менее важным автором для СТВ оставался Рогожкин, с которого начался коммерческий успех студии. За «Операцией» последовали «Особенности национальной рыбалки», честная драма о чеченской войне «Блокпост», мелодрамы о Второй мировой войне «Кукушка» и «Перегон», сериал о закулисье киноиндустрии «Своя чужая жизнь».

Отдельным направлением для СТВ стала поддержка дебютантов — по словам Сельянова, у них есть «особый вид энергии, которую человеческий организм в состоянии выработать только на первый фильм». «Ты еще не знаешь, кто ты сам и что можешь, и это уникальное состояние. Но первый фильм вычерпывает человека до дна, выскребает все», — признавался он в книге «Жизнь и приключения Сергея Сельянова и его киностудии „СТВ“, рассказанные им самим». Одни сельяновские дебютанты побеждали на «Кинотавре», другие — добирались до конкурсных программ в Каннах, Берлине и Сан-Себастьяне. Деньги приносили единицы.

Сельянов работал не только с начинающими авторами, но и с известными режиссерами. Масштабная драма Павла Лунгина «Олигарх». Умные трагикомедии Авдотьи Смирновой «Кококо» и «История одного назначения». Космическая драма Клима Шипенко «Салют-7». Неожиданный мелодраматический хит Бориса Хлебникова «Аритмия» и его же фильм-катастрофа «Снегирь». Камерные исследования Наталии Мещаниновой «Сердце мира» и «Один маленький ночной секрет». Душевный хит Юхо Куосманена «Купе номер 6», получивший Гран-при Каннского фестиваля. Кровавое фэнтези Рустама Мосафира «Скиф». Провалившаяся и недооцененная супергероика Филиппа Янковского «Меченосец» и его же спортивная драма с Николаем Валуевым «Каменная башка». Все это — продюсерские проекты Сельянова.

По этому списку видно, что основателю СТВ интересны не только фестивальные истории, но и сложное в постановке жанровое кино — супергерои, космическая драма, фэнтези. Не все эти фильмы воодушевленно принимала публика, но критики и насмотренные зрители их, как правило, ценили. Уже в начале нулевых Сельянова называли «брендом в области кинопроизводства». Замысел фильма интересовал Сельянова больше его коммерческих перспектив. В нулевых и десятых он верил, что рост аудитории российского кино приведет и к росту «продвинутой публики», ценящей в кино художественность.

Еще в 1999-м Сельянов вместе с продюсером и сценаристом Александром Боярским и мультипликатором Константином Бронзитом открыл анимационную студию «Мельница». На ней родились невероятно популярные детские франшизы «Три богатыря», «Иван Царевич и Серый Волк», «Лунтик и его друзья» и «Барбоскины», а также номинированные на «Оскар» бронзитовские короткометражки «Уборная история — любовная история» и «Мы не можем жить без космоса». Вскоре после успеха «Бумера» от СТВ также отпочковалась прокатная компания «Наше кино», занимающаяся дистрибуцией всего подряд — от фильмов СТВ и «Мельницы» до зарубежного фестивального кино и проходных хорроров.

seti plus «Мы не можем жить без космоса»

Тем не менее после «Брата-2» фильмы СТВ редко становились лидерами проката: времена, вкусы широкой аудитории и промомощности изменились. Сложный и амбициозный «Монгол» в 2007-м уступил в прокате комедиям «Ирония судьбы. Продолжение» и «Любовь-морковь». Инновационный «Салют-7» привлек меньше зрителей, чем «Елки новые». Фильм-катастрофа «Снегирь», самый амбициозный фильм Бориса Хлебникова, провалился в прокате. Впрочем, у СТВ были и откровенные коммерческие и творческие неудачи: полицейская комедия с младенцем «Напарник», китайское фэнтези с Арнольдом Шварценеггером и Джеки Чаном «Тайна печати дракона», жутковатая фантастика «Вратарь Галактики».

В 2020-х СТВ нарастила производственные мощности, чтобы снимать игровые сказки — популярнейший в современной России эскапистский жанр, который Сельянов, впрочем, любил всегда (еще в 2001-м Сергей Овчаров поставил на студии трагифарс «Сказ про Федота-стрельца»). «Конек-Горбунок» и «Огниво» преодолели в прокате заветную планку в один миллиард рублей, «По щучьему велению» заработал два с половиной. Впереди у СТВ еще «Горыныч», что, впрочем, неудивительно в период бума сказок в России.

Авторское кино, переживающее сейчас в России не лучшие времена, Сельянов не отпускает: идет работа над «Детством навсегда» Бориса Хлебникова и «Лермонтовым» Бакура Бакурадзе. Делать чистую коммерцию Сельянову по-прежнему неинтересно. В культовой заставке СТВ под фрагмент из сюиты Прокофьева «Поручик Киже» статуэтка «Маленькая вышивальщица» продолжит вращаться.

Михаил Кабо