Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Пошлины на импорт вин и пива превысили их себестоимость. Они идут на «винный диснейленд» Путина и обогащают его друзей — расследование

Достоверной информации о возможных новых повышениях таможенных пошлин пока нет; правительство выпускает соответствующие указы перед праздниками, например незадолго до Нового Года, чтобы свести к минимуму обсуждения в прессе. Однако уже известны новые ставки акцизов на 2026 год — они вырастут на десятки процентов:

  • для тихих вин — на 31% (с 113 до 148 рублей за литр),
  • для игристых — на 8,9% (до 160 рублей за литр),
  • для пива крепостью от 0,5 до 8,6%, медовухи и сидра — на 10% (до 33 рублей за литр).

Согласно тому же проекту изменений в Налоговый кодекс, который в сентябре внесло на рассмотрение Госдумы правительство, акциз на алкоголь крепче 18 градусов с 1 января будущего года составит 824 рубля за литр безводного спирта в их составе (плюс 11,4%).

Ряд изданий, которые оценивают влияние пошлины на рост цен для потребителей, указывают, что условное увеличение пошлины на один рубль приведет к росту цены на один рубль. Но в действительности есть как минимум три значимых фактора, которые выступают мультипликаторами пошлины. Это НДС, который платится с цены с учетом пошлины, а также наценка импортера и маржа ретейлера. Поэтому каждый дополнительный рубль пошлины прибавляет еще 22 копейки НДС и соответствующую наценку как минимум двух участников торговой цепочки. В случае если речь идет не о федеральном ретейлере, а о региональной сети, приобретающей алкоголь через местного дистрибьютора, который работает с крупным импортером, наценка участников цепочки продаж еще заметнее увеличит цену для потребителя.

Кто получает выгоду от высоких пошлин

Непрямыми бенефициарами роста цен на импортный алкоголь являются крупные российские производители, многие из которых связаны с Кремлем. Наиболее показательна ситуация на российском пивном рынке. По данным на июль, в России было зарегистрировано 1,9 тысячи действующих пивоварен, из них лишь 37 преодолели отметку выручки в 1 млрд рублей. При этом 83% от общего оборота производителей из первой десятке приходится на три компании — «Эфес», «Балтику» и «Объединенные пивоварни», ранее принадлежавшие Heineken.

Лидером рынка с выручкой 141,2 млрд рублей стало АО «АБ ИнБев Эфес». В декабре 2024 года Путин своим указом передал эту компанию под управление группы компаний «Вместе». Этой организацией управляет юрист Николай Тюрников, отец которого имеет деловые связи с Аркадием Ротенбергом. Второе место на рынке занимает «Балтика» с оборотом 134,8 млрд рублей. Ею руководит друг Путина по клубу дзюдо «Явара-Нева» Таймураз Боллоев. Недавнее расследование ФБК показало, что средства на покупку «Балтики» выделило ООО «Эна Инвест», единственный бенефициар которого — Геннадий Тимченко.

Еще один крупный игрок — бывшие пивоварни Heineken (ныне ООО «Объединенные пивоварни — холдинг», ОПХ) с выручкой 48,5 млрд рублей. Расследование The Bell показало, что новый владелец пивоварни Алексей Сагал приходится деловым партнером первому заместителю председателя правительства РФ Денису Мантурову. Российские активы Heineken стоимостью в €475 млн обошлись Сагалу всего в €1.

Российский винный рынок на порядок более диверсифицирован, чем пивной, но и на нем можно выделить значимых игроков. Один из них — ближайший друг Путина Юрий Ковальчук, который через структуры банка «Россия» владеет винодельнями «Массандра», «Инкерман», «Новый Свет», «Винно-коньячный дом Бахчисарай» и «Бурлюк», а также агрофирмой «Заветное» с 500 га виноградников. После аннексии Крыма Ковальчук стал обладателем почти трети виноградников полуострова и одним из крупнейших производителей России.

Еще одним крупным игроком можно назвать «Абрау Дюрсо» Бориса Титова, бывшего партнера Геннадия Тимченко по нефтетрейдинговой компании «Юралс». «Абрау» в числе прочего числится дистрибьютором виноделен «Усадьба Дивноморское» и «Криница» при путинском дворце в Геленджике. С введением таможенных пошлин, по данным bo.nalog.ru, чистая выручка ПАО «Абрау Дюрсо» резко выросла с 18 млн рублей в 2022 году до 1080 млн в 2023-м. Годом позже выручка достигла уже 1153 млн рублей.

При этом у повышения пошлин есть и конкретные прямые бенефициары. В первую очередь, это участники национального проекта по туризму. Владимир Путин в мае 2024 года поручил правительству направлять на этот проект «не менее половины доходов, полученных в результате повышения пошлин на импортное вино из недружественных стран». Одним из участников проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» стал торгово-развлекательный комплекс «Белый Мыс». Это единственный проект в Геленджике, который попал в национальный маршрут «Винные дороги Краснодарского края». Строительством комплекса занимается компания «Велес-Строй», связанная с расположенным неподалеку дворцом Путина, а инвестором проекта стал банк «Россия» Юрия Ковальчука. Таким образом, получается, что Владимир Путин облагает новыми пошлинами импортные вина, чтобы финансировать строительство собственного винного «диснейленда».

2 августа 2024 года издание «Агентство» рассказало о связи «Белого Мыса» с окружением Путина. Вскоре после этого новость об участии «Белого Мыса» в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства» была удалена (она доступна в сохраненной копии страницы). Через четыре дня после выхода расследования «Агентства» российские медиа массово опубликовали фейковую новость о том, что певец Стинг продал Владимиру Зеленскому свою тосканскую винодельню Tenuta il Palagio. Хотя новость была основана на откровенно сфальсифицированных данных, ее опубликовали десятки крупных российских СМИ, от Первого канала до «Московского комсомольца». Время выхода публикации и синхронность подачи косвенно указывают на то, что ее основной задачей было вытеснить из публичного пространства возможное обсуждение винного хобби Владимира Путина.

Хотя «Белый Мыс» упомянут на сайте национальных проектов, его нет на карте объектов в соответствующем разделе. The Insider не удалось найти конкретных свидетельств о его государственной поддержке. Но даже если новые пошлины на импортные вина прямо не идут на «винный диснейленд» в Геленджике, за его строительство платят россияне. Единственным публичным инвестором проекта назван банк «Россия» Юрия Ковальчука, одним из главных источников дохода которого является комиссия за оплату услуг ЖКХ.